Пятница, 29.03.2024, 09:19

Сколько Вам лет?
Главная » 2018 » Март » 15 » Галактики вращаются синфазно
15.03.2018 16:24

Галактики вращаются синфазно

Космический часовой механизм. Астрономы обнаружили: галактики вращаются настолько едино, что это можно сравнить со стрелкой часов. Независимо от их размеров, им требуется около миллиарда лет для совершения полного оборота, будь то гигантская спиральная галактика или галактический карлик. Причина этого – линейная взаимозависимость между их радиусом и скоростью их вращения. Чем больше галактика по размерам, тем быстрее она вращается.

Независимо от того, спиральная это галактика или карликовая, каждой из них на один оборот вокруг своей оси требуется миллиард лет.

Будь то Млечный путь, Андромеда или их карликовые соседи - все галактики вращаются вокруг самих себя. Поэтому и наша Солнечная система мчится со скоростью почти в один миллион километров в час вокруг центра Млечного пути. А вот насколько быстро вращается галактика и как распределяются угловые скорости внутри ее диска, зависит, наряду с прочим, от массы самой галактики. И здесь основную роль играет доля в ней черной материи.

Линейная зависимость между радиусом и вращением

Тем не менее, несмотря на значительные различия, все галактики имеют нечто общее. Это обнаружила группа исследователей Герхардта Мойрера из австралийского центра ICRAR (Centre for Radio Astronomy Research). Для своего исследования астрономы использовали данные о вращении и размерах почти 200 галактик трех видов, проведя их оценку и сравнение.

Результат показал, что радиус и угловая скорость возрастают практически линейно, независимо от типа и плотности галактики. «Вы не найдете ни одной плотной быстро вращающейся галактики, как и равновеликой галактики с меньшей плотностью, которая вращалась бы медленнее», - объясняет Мойрер. Но зависимость при этом оказалась неожиданно простой: чем больше галактика, тем быстрее она вращается.

Миллиард лет на один оборот

Но это значит еще и то, что время обращения на краях всех галактик одинаково. «Галактики, которые мы взяли в качестве образцов, ведут себя, словно часы: на их внешнем радиусе продолжительность одного оборота составляет для любой галактики один миллиард лет», - констатируют астрономы. - «Да, идут они, конечно, не столь же точно, как швейцарские хронометры, но периоды их обращения вокруг своей оси одинаковы».

Синфазно, словно часовая стрелка хронометра: периоды обращения галактик.

Подобно малой стрелке часов, галактики, расположенные как минимум вблизи нас, подчинены своеобразному космическому ритму. И как определили исследователи, такие единые периоды вращения действуют независимо от типа галактики: большие спиральные галактики, как Млечный путь, ничем не отличаются в этом смысле от неправильных карликовых галактик.

Объяснение механизмов роста

«Выявление такой регулярности в галактиках поможет нам в том, чтобы лучше понять механику, которая заставляет их «тикать» синхронно друг другу», - поясняет Мойрер. Подтвержденная связь дает, наряду с прочим, возможность сделать выводы, как происходит рост галактик, и какие механизмы оказывают влияние на их поведение. До сих пор астрономы в основном исследовали галактики с низким красным смещением, которые находятся в нашем ближнем космическом окружении.

А вот следуют ли такой синфазности значительно более удаленные и более старые галактики, исследователи надеются, наряду с прочим, выяснить с помощью будущего гигантского радиоинтерферометра Square Kilometre Array (SKA). Эта концентрация тысячи радиотелескопов будет иметь разрешение, в 50 раз превышающее современные радиотелескопы, благодаря чему новый исследовательский инструмент будет способен с достаточной точностью отражать и радиусы далеких галактик. «Когда SKA будет запущен в действие, мы будем буквально завалены работой, чтобы охарактеризовать миллиарды галактик, которые смогут показать нам эти телескопы», - говорит Мойрер.