Четверг, 25.04.2024, 10:44

Какая планета лишняя?
Главная » 2019 » Сентябрь » 14 » Галактика М81 в объективе телескопа Spitzer
14.09.2019 15:20

Галактика М81 в объективе телескопа Spitzer

В созвездии Большой Медведицы находится близкая к нам в космическом понимании галактика Мессье 81 (M81), которую можно без труда увидеть с помощью бинокля или небольшого телескопа. «Недалеко» - это около двенадцати миллионов световых лет от нашей Солнечной системы.

Снимок спиральной галактики М81, сделанный телескопом Spitzer в инфракрасном диапазоне. © NASA / JPL-Caltech

Снимок M81 стал одной из первых опубликованных записей после запуска космического телескопа Spitzer в августе 2003 года. В ознаменование 16-летнего юбилея работы телескопа Spitzer в космосе был опубликован новый снимок М81 - свежий взгляд на этот культовый объект с расширенными наблюдениями и улучшенной обработкой.

Это инфракрасное изображение от Spitzer представляет собой составную мозаику данных инфракрасной матричной камеры (IRAC) с длиной волны 3,6 и 4,5 микрон (синий / голубой) и 8 микрон (зеленый), а также данных многополосного фотометрического фотометра (MIPS) на длине волны 24 микрона (красный).

Данные ближнего инфракрасного диапазона на длине волны 3,6 микрона показывают распределение звезд. На изображение с большей четкостью пыль практически не влияет, и оно показывает очень плавное распределение звездной массы, причем спиральные рукава выглядят относительно скромно.

Если смотреть на более длинные волны, спиральные рукава постепенно становятся доминирующими структурами галактики. В излучении на 8 микрон (зеленый) преобладает инфракрасный свет, излучаемый горячей пылью, которая нагревается близкими яркими звездами. Пыль в галактике залита ультрафиолетовым и видимым светом от звезд в ее близком окружении.

Когда пылевая частица поглощает ультрафиолетовый или видимый фотон, она нагревается и выделяет энергию на более длинных инфракрасных волнах. Частицы пыли состоят из силикатов (химически сопоставимых с песком с пляжа), углеродистых гранул и полициклических ароматических углеводородов. Это иллюстрирует распределение газа в галактике. Хорошо смешанный газ (лучше всего зафиксиированный в секторе радиоволн) и пыль обеспечивают резервуар сырья для будущих процессов звездообразования.

Данные MIPS на 24 микронах (красный) показывают выбросы теплой пыли, нагретой самыми яркими молодыми звездами. Рассеянные компактные красные точки в спиральных рукавах указывают, где пыль нагревается до высоких температур вблизи массивных звезд. Эти звезды образуются в огромных областях HII из ионизованного газообразного водорода.