Четверг, 25.04.2024, 06:31

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2018 » Июль » 3 » Энцелад дает астробиологам надежду
03.07.2018 06:17

Энцелад дает астробиологам надежду

Вокруг естественного спутника Сатурна исследователям удалось обнаружить тяжелый органические молекулы. И хотя они не являются пока что доказательством существования жизни, их открытие позволяет надеяться на то, что она там все-таки существует.

Водяной пар вокруг южного полюса сатурнианской луны Энцелада содержит множество сложных органических молекул.  Фото reuters

Температуры на Энцеладе можно назвать какими угодно, но никак не дружелюбными для жизни. Эта малая луна Сатурна – ее диаметр составляет как раз 500 километров -  закутана в плотный слой толстого льда, отражающего свет. Поэтому там господствуют температуры примерно в минус 200 градусов Цельсия. Тем не менее, в среде астробиологов Энцелад считается «самым горячим» кандидатом на поиск внеземных форм жизни.

В первую очередь это связано с тем, что под толстой ледяной корой Энцелада скрывается океан, подогреваемый естественным способом: приливные силы буквально «мнут»  каменное ядро небесного тела, по причине чего подледный океан разогревается чуть ли не до температуры кипения. А посредством так называемых ледяных или криовулканов Энцелад «выплевывает» жидкость из своего нутра наружу.

Поиски отпечатков жизни

В этой активной атмосфере из водяных паров вокруг южного полюса сатурнианской луны и ищут уже некоторое время исследователи химические отпечатки (или подписи), которые могли бы хотя бы косвенно указывать на признаки жизни. Конкретно речь здесь идет о данных, собранных космическим зондом Cassini,, которые неоднократно, начиная с марта 2005 года, подходил к Энцеладу на очень близкое расстояние.

Примерно так представляют себе исследователи ледяную корку и криовулканизм на этом спутнике Сатурна.  Фото nasa/jpl

Группа исследователей под руководством Франка Постберга (Гейдельбергский университет) обнаружила в данных зонда, погруженного в 2017 году в атмосферу Сатурна, нечто волнующее: они натолкнулись на следы удивительно большого количества тяжелых органических молекул. Конечно, это еще не является доказательством наличия там жизни, но свидетельствуют об очень содержательной химии на этой ледяной луне. А такая комплексная химия и является предпосылкой для возникновения и существования жизни.

Как пишет команда Постберга в научном журнале Nature, обнаруженные в этот раз молекулы и молекулярные фрагменты оказались почти в четыре раза тяжелее, чем самые большие из выявленных до сих пор молекул вокруг Энцелада. Но вот какие это молекулы, бортовые инструменты Cassini, к сожалению, точно определить не смогли.

Значительная концентрация

Поразила исследователей и высокая концентрация органических молекул вблизи Энцелада. Предположительно, молекулы захватываются поднимающимися пузырьками газа в подледном океане и таким образом попадают на поверхность. Далее они вместе с испаряющейся водой выталкиваются в вакуум космоса. В условиях космического холода вода быстро замерзает в лед, свзяывая органические модекулы в себе.

«Фонтаны на Энцеладе выкладывают нам интереснейшие молекулы практически на демонстрационном стенде», - говорит Постберг. И так как жизнь, как это предполагают наши сегодняшние знания, нуждается, вероятнее всего, в воде и источнике энергии, то условия для ее существования на Энцеладе оказываются значительно лучшими, чем где бы то ни было в Солнечной системе.