Вторник, 23.04.2024, 23:06

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2020 » Сентябрь » 6 » Эксперименты за бортом МКС поддержали гипотезу панспермии: жизнь легко могла перенести путешествие с Марса на Землю
06.09.2020 17:03

Вопрос о том, возникла ли изначально жизнь именно на нашей планете или пришла на Землю извне, например, с раннего Марса, дискутируется астробиологами уже много-много лет. При этом для второго варианта используется термин «панспермия». И вот теперь текущие эксперименты на внешней оболочке Международной космической станции (МКС) показали, что, по крайней мере, некоторые микробы могут успешно пережить долгое путешествие в космосе без всякой защиты.

Японский модуль Kibo на МКС с внешними экспериментальными контейнерами (справа). Фото из общедоступных источников.

Эксперимент астробиологов под руководством Акихико Ямагиши и Юко Кавагути из Токийского университета фармацевтики и наук о жизни начался еще в 2015 году в рамках миссии Tanpopo (в переводе с японского: «Одуванчик») японского космического агентства JAXA на борту и за бортом Международной космической станции (МКС).

Подоплека

Гипотеза панспермии предполагает, что жизнь когда-то пришла на Землю с другой планеты в виде строительных блоков жизни или даже непосредственно через сами микроорганизмы, и была занесена астероидами - то есть наша планета была оплодотворена или заражена жизнью извне. Однако вопрос о том, смогут ли даже экстремофильные бактерии - то есть типы бактерий, которые могут процветать даже в таких условиях, как экстремальный холод, жара, токсины или вредная радиация - выжить в экстремальном путешествии от одной планеты к ее соседям, все еще остается спорным среди самих астробиологов.

Первые результаты еще в 2015 году

В своих экспериментах в 2015 году ученые разместили высушенные агрегации из бактерий высокорадиационно-устойчивого типа «дейнококковые бактерии» (Deinococcal bacteria) в различных слоях толщиной в миллиметры друг над другом, поместив их в контейнеры за пределами японского модуля Kibo Международной космической станции (МКС) (см. изображение).

Первые результаты, опубликованные в 2017 году, показали, что верхние слои бактерий погибли очень быстро, но нижние слои остались нетронутыми и живыми. То есть верхние, мертвые слои образовывали, так сказать, защитный слой для нижних. Однако на тот момент еще не было ясно, смогут ли выжить эти бактериальные культуры в нижних слоях еще хотя бы один год.

И вот теперь исследователи опубликовали свои последние результаты в журнале «Frontiers of Microbiology», сообщив, что именно мертвые верхние слои дали бактериям, лежащим под ними, достаточную защиту, чтобы выжить и сохранить свои свойства.

Новые результаты подтверждают реальность гипотезы панспермии

Основываясь на своем анализе, Кавагути и его коллеги пришли к выводу, что бактериальная колония толщиной более миллиметра может выжить в открытом космосе до восьми лет. Если бы бактерии были изначально защищены - находясь, например, внутри скалы, которая была бы выбита с поверхности Марса ударом и катапультировалась к Земле, - бактерии могли бы выжить даже до 10 лет.

Таким образом, вероятность переноса жизни с одной планеты на другую значительно возрастает, делают вывод ученые. «Некоторые считают, что жизнь возникала очень редко, а может быть, даже единожды во всей вселенной. Другие полагают, что жизнь в принципе может возникнуть где угодно, как только она попадает на подходящую для этого планету», - говорит профессор Ямагиши. - «Так что, если панспермия возможна, жизнь должна существовать в гораздо большем количестве миров, чем мы могли себе представить».

С раннего Марса на молодую Землю

Марс и Земля сравнительно близко подходят друг к другу каждые два года. При этом, как уже показали исследования, оказывается достаточно времени, чтобы успешно перенести жизнь с одной планеты на другую. Сам Ямагиши является сторонником теории о том, что сначала на Земле, еще до ДНК, существовала самовоспроизводящаяся РНК, и что именно она изначально пришла на Землю с Марса. И астробиолог считает, что результаты экспериментов Tanpopo, представленные сейчас, хотя бы частично подтверждают его уверенность.

Хотя и ранее исследователи предполагали, что бактерии могут выжить в путешествии между Марсом и Землей внутри защитных скальных обломков, текущие результаты впервые показали, что это также возможно без такого защитного покрытия. Хотя, конечно, это результаты еще не являются доказательством, что это было именно так, и что жизнь когда-то пришла на Землю в виде строительных блоков жизни или даже целях микроорганизмов извне.