Суббота, 27.04.2024, 00:53

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2016 » Январь » 7 » Астрономы занимаются поисками "двойников" уникальной звездной системы "Эта Киля"
07.01.2016 11:55

На просторах нашей галактики можно встретить уникальную и пока что единственную известную в пределах Млечного пути звездную систему под названием "Эта Киля". Это двойная система, состоящая из яркой голубой переменной звезды и голубого сверхгиганта. По оценкам астрономов "Эта Киля" располагается на расстоянии около 7 500 световых лет от нашей планеты.

Расширение туманности в системе "Эта Киля". Анимация: Hubble/NASA/ESA/J. L. Dauvergne/P. Henarejos

Главный компонент системы представляет собой весьма загадочный класс звезд, которые являются одними из самых крупных и малоизученных звезд, поскольку встречаются не так редко, но в тоже время являются ярчайшими звездами в галактиках. Так, масса главной звезды может составлять около 100 солнечных масс. При чем примерно 30 таких масс звезда уже сбросила в окружающее пространство, и из этого вещества сформировалась биполярная туманность.

Второй компонент представляет собой более молодой класс звезд, однако по своим размерам и массе значительной уступает переменной звезде - масса голубого сверхгиганта составляет около 30 солнечных масс. Интересно, что наблюдения этой звезды в оптическом диапазоне невозможны, поскольку она скрыта от нас туманным облаком, образованным главной звездой.

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день систем, подобных "Эта Киля" в нашей галактике не обнаружено. Но быть может такие объекты найдутся в других галактиках? Чтобы ответить на этот вопрос астрономы решили воспользоваться такими телескопами, как "Спитцер" и "Хаббл".

"Наиболее массивные звезды всегда встречаются редко, но они оказывают огромное влияние на химическую и физическую эволюцию их галактик. Эти звезды производят большое количество химических элементов, а в конечном итоге взрываются как сверхновые", - рассказывает Рубаб Хан (Rubab Khan), ведущий автор исследования из Центра космических полетов им. Годдарда (штат Мэриленд, США).

Кроме того, поиск "двойников" системы важен еще и потому что их исследование позволит астрономам больше узнать о таких системах и происходящих процессах внутри них.

Кандидаты в двойники системы "Эта Киля". Изображение: NASA, ESA, and R. Khan (GSFC and ORAU)

В начале поисков астрономы изучили семь галактик, фотографии которых были получены с 2012 по 2014 года. К сожалению, систем подобных "Эта Киля" обнаружено не было, что еще больше подчеркнуло редкость звездной системы в нашей галактике. Тем не менее, астрономы продолжили поиски в архиве 2015 года. И вот в результате тщательного отбора исследователям удалось обнаружить сразу 5 объектов.

В частности, два кандидата было обнаружено в галактике М 83 и по одному кандидату в галактиках NGC 6946, М 101 и М 51. Все они по своим оптическим и инфракрасным свойствам схожи с системой "Эта Киля". А по предварительным расчетам туманности, окружающие системы содержат от 5 до 10 солнечных масс.

Расположение кандидатов в галактике М 83. Изображение: NASA, ESA, the Hubble Heritage Team (STScI/AURA) and R. Khan (GSFC and ORAU)

Теперь астрономам предстоит продолжить изучение этих объектов, чтобы более точно определить их физические и химические свойства. Как отмечают авторы работы, лучшим инструментом для будущих исследований будет орбитальный телескоп "Джеймса Уэбба", запуск которого планируется на конец 2018 года.