Опубликовано видео испытания BE-4 — американской замены двигателя РД-180. Двигатель разрабатывается компанией Blue Origin. Это ещё одно испытание двигателя, проведённое на стенде.
BE-4 в сборочном цехе. Credit: Blue Origin.
Как известно, США имеет много ракетных двигателей самых различных типов, которые сейчас активно используются. Помимо них используются и двигатель РД-180. Права на его использование были приобретены американскими компаниями в 90-х годах, когда НПО «Энергомаш» предложила по очень низкой цене двигатель РД-180, который был создан на основе советского РД-170. Тогда в США отказались создавать свой двигатель из-за низкой цены и высокой надёжности РД-180 (тратить ещё на это время и деньги) аналогичной мощности, и при необходимости американцы использовали РД-180 в своих ракетах-носителях (РН) «Атлас-5». Однако в 2014 году (во многом из-за резкого ухудшения отношений между США и РФ) Штаты подняли вопрос о замене двигателя, чьё производство расположено в России.
Свою альтернативу предложила Blue Origin. Компания разрабатывает двигатель с 2011 года, однако официально о разработке было заявлено в 2014 году. Тогда же, после резкого ухудшения отношений между США и РФ, компания Blue Origin подписала соглашение с United Launch Alliance (она приобретает и монтирует РД-180), чтобы совместно развивать двигатель BE-4 и использовать его на разрабатываемой ракете Vulcan, являющейся преемницей РН «Атлас-5», отказавшись тем самым от двигателя РД-180 российского производства. Blue Origin, помимо использования BE-4 в новой ракете, планирует использовать двигатель и в других своих проектах, а также продавать его другим компаниям.
Главным конкурентом BE-4 является двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne, который тоже уже проходит испытания. Кстати, Aerojet Rocketdyne являлась производителем знаменитых однокамерных двигателей F-1, которые использовались в сверхтяжёлой РН «Сатурн-5».
BE-4 использует жидкий метан в качестве топлива, окислитель — жидкий кислород. Двигатель может запускаться несколько раз во время одного полёта. Имеется возможность многоразового использования двигателя.
Стоит отметить, что BE-4 не является аналогом РД-180, а лишь его заменой. РД-180 мощнее BE-4, но РД-180 является двухкамерным, а BE-4 — двигатель однокамерный. Но два однокамерных BE-4 выдают большую тягу, чем один двухкамерный РД-180. Тем самым, работая в определенной связке на первой ступени, несколько BE-4 выдадут большую тягу, нежели двигатели РД-180.
Но когда же начнётся эксплуатация этого двигателя? Хоть и BE-4 практически готов, нужно будет как минимум полностью перепроектировать первую ступень РН «Атлас-5» под новый двигатель и новое топливо, а также внести ряд изменений в другие части ракеты. После необходимо будет провести испытания фактический новой РН. В ULA решили пойти по другому пути и создать новую ракету — Vulcan. Планируется, что её первый запуск состоится в 2020 или 2021 годах. При этом Vulcan будет более технологичной и дешёвой в эксплуатации РН, нежели «Атлас-5».
Испытание BE-4. Видео повторяется несколько раз с разной скоростью. Credit: Blue Origin.