Среда, 24.04.2024, 03:39

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2014 » Январь » 21 » Япет светит на Сатурн символом Инь и Янь
21.01.2014 15:16

Япет светит на Сатурн символом Инь и Янь

В процессе изучения колец и спутников Сатурна, Кассини сделал уникальную фотографию. Новое изображение показывает спутник Сатурна в таком виде, что прослеживается всем знакомая иллюстрация из китайской философии - Инь и Янь.

Япет, фотография получена космическим аппаратом Кассини.

Фото:NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

«Это вид обращенной к Сатурну стороны Япета» пишет сотрудник NASA в описании изображения.

Снимок был сделан в видимом диапазоне, космическим аппаратом Кассини с использованием узкоугольной камеры, 30 августа и была опубликована в декабре 2013 года.

Некоторые ученые считают, что медленное вращение сатурианской луны вызывает нагрев поверхности, растапливая ледяные участки и превращая их в газообразные, которые остывая, падают обратно в более прохладных регионах. Это означает, что темная сторона становится темнее, в то время как светлая сторона становится ярче. Такие условия на луне «рисуют» на его поверхности две противоположности – темную и светлую сторону, что в китайской философии принято обозначать понятиями «Инь и Янь».

Япет был открыт 25 октября 1671 года астрономом Джованни Доменико Кассини. Он был виден в телескоп только тогда, когда находится к западу от Сатурна. В 1705 году, используя более сильный телескоп, Кассини всё же увидел этот спутник во время нахождения к востоку от планеты. Оказалось, что при этом он слабее на 2 звёздные величины. Из этого Кассини сделал два вывода, которые позже подтвердились, — во-первых, одно полушарие Япета намного темнее другого, а во-вторых, оно всегда смотрит в направлении движения спутника по орбите (то есть Япет всегда повёрнут к Сатурну одной и той же стороной)

Япет по форме напоминает грецкий орех, с огромным хребтом, проходящим вдоль экватора. Происхождение хребта настоящая загадка. Учёные считают, что он мог появиться в результате сжатия пород или прорыва материала из глубин луны на её поверхность. В любом случае  это должен был быть очень необычный процесс, возможно, как-то связанный с неоднородной окраской Япета.

По одной из гипотез, хребет на Япете мог появиться в результате сжатия пород. Изначально период обращения Япета вокруг оси мог составлять менее десяти часов, а диаметр спутника в экваториальной области был примерно в полтора раза больше расстояния между его полюсами. Впоследствии скорость вращения Япета сильно уменьшилась, и он приобрёл более сферическую форму. В результате площадь поверхности Япета сократилась, а «выдавленные» породы скопились вдоль экватора.

Космический аппарат Кассини запущен в 1997 году и достиг орбиты  Сатурна в 2004 году. В 2008 году НАСА продлило миссию «Кассини» до 2010 года, а по истечении этого срока — до 2017 года, так что аппарат ждут несколько дополнительных сближений с Энцеладом, а также с другими лунами газового гиганта после чего она сгорит в атмосфере Сатурна.