Суббота, 20.04.2024, 05:17

Какая планета лишняя?
Главная » 2016 » Май » 25 » Астрономы раскрыли тайну загадочной дымки над Марсом
25.05.2016 09:47

Астрономы раскрыли тайну загадочной дымки над Марсом

Ученые раскрыли тайну, касающуюся загадочной дымке, которая иногда поднимается высоко над поверхностью Марса.

Загадочная дымка на Марсе в марте 2012 года.

Загадочная дымка на Марсе в марте 2012 года. Фото Grupo Ciencias Planetarias (GCP) - UPV/EHU

Напомним, что впервые дымку, которая образовалась высоко над поверхностью Марса, была обнаружена астрономами-любителями дважды, в марте, а затем в апреле 2012 года на аномально большой высоте в 250 километров. Тогда шлейф, простиравшийся над площадью в 500 тысяч квадратных километров, образовался за десять часов и исчез через десять суток. Странно, но не один из спутников, находящихся на орбите Красной планете, не увидел этих образований.

Тогда астрономы обратились к архивным данным наблюдений за Марсом, как астрономами-любителями, так и наземных обсерватории и космического телескопа «Хаббл» в период с 1995 по 2014 год. Исследуя снимки, ученые смогли обнаружить подобные образования, но на высоте, не превышающей 100 километров. За исключением одного снимка космического телескопа «Хаббл» от 17 мая 1997 года, где специалисты обнаружили такой же по высоте шлейф, как и в 2012 году.

Однозначного ответа, что же это такое, тогда ученые дать не смогли. Было предположения, что дымка состоит из двуокиси углерода или водяных частиц или это необыкновенно яркое полярное сияние. Однако они не могли объяснить природу возникновения формаций. Так, пыльные бури на Марсе могут выбрасывать в космос частицы грунта на высоту до 60 километров, а полярные сияния, по идеи, не могут быть на Марсе такими яркими.

Однако ученые смогли все же разгадать тайну. Оказалось, что тут дело в нашем светиле. Дымка существовала в ионосфере Марса, где газовая оболочка планеты взаимодействует с заряженными частицами от Солнца. Ученые установили, что время появление загадочной дымки на Марсе совпадает с достижением планеты выбросов корональных масс от Солнца. События на светиле изменяли космическую погоду и приводили к кратковременному увеличению скорости утечки плазмы, с образованием своеобразного шлейфа из атмосферы Марса.