Пятница, 29.03.2024, 10:07

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2019 » Август » 13 » «Трупы планет» как взгляд на судьбу Земли
13.08.2019 15:41

«Трупы планет» как взгляд на судьбу Земли

Давайте посмотрим на неизбежное будущее Солнца и Земли. Как показывают расчеты, через пять-семь миллиардов лет, Солнце израсходует весь водород в своем ядре и вступит в новую фазу своего существования. Он раздуется, превратившись в красный гигант, поверхность которого окажется примерно между теперешними орбитами Венеры и Земли.

Красный гигант

Красные гиганты - относительно короткий, но при этом очень заметный этап в жизни звезды. Именно такой объект с труднопроизносимым названием π1 Gruis находится на расстоянии около 530 световых лет от нас, приближаясь к концу своей нынешней формы существования. Фото: APA/AFP/European Southern Observatory

Меркурий и Венера будут поглощены Солнцем, что же касается Земли, ученые долгое время не могли прийти к единому мнению, сможет ли она избежать разрушения. Но в последнее время научное мнение все же склоняется к тому, что Земля тоже будет разрушена.

Безжизненный мир

Правда, спор здесь идет уже исключительно о том, сохранится или не сохранится наша Земля как планета. Но как среда обитания к тому времени Земля будет уже давно непригодна вообще. Ведь уже за миллиарды лет до превращения в красного гиганта Солнце будет становиться все больше и ярче, что будет иметь соответствующие последствия для нашего собственного мира.

Ученые подсчитали, что уже едва ли не через миллиард лет на Земле станет слишком жарко для существования сложных форм жизни. А если учесть, что условия для сложной жизни сформировались, по крайней мере, с момента наступления эдикария (последнего периода неопротерозоя) 600 миллионов лет назад, приходится сделать отрезвляющий вывод, что мы уже глубоко во второй трети истории комплексной земной жизни. Еще через миллиард лет поверхность Земли достигнет температуры кипения, и тогда постепенно исчезнут и микроорганизмы.

Таким образом, хотя земная жизнь давно уйдет в прошлое, Солнце будет проходить свою относительно короткую стадию красного гиганта, в котором оно будет излучать огромное количество материи. И это будет продолжаться до тех пор, пока, наконец, не останется только внутреннее ядро Солнца в виде белого карлика, размером примерно с Землю. И эта стадия нашей звезды станет в определенной степени вечной. Ведь вселенная еще не достаточно стара, так чтобы даже белый карлик мог бы умереть без внешнего воздействия.

Существуют ли сопоставимые примеры?

Исследователи из Университета Уорика решили начать поиск планет, которых уже постигла будущая участь Земли. И их идентифицируемые остатки вполне могут существовать: как именно происходит разрушение планеты, возможны разные варианты - в зависимости от того, как выглядят условия в конкретной звездной системе. Планета может быть полностью поглощена, так сказать, одним махом, но возможно также и то, что сначала она теряет «только» кору и мантию, в то время как ее ядро ​​некоторое время все еще остается небесным телом.

Так ли выглядит будущее Солнечной системы?

Так ли выглядит будущее Солнечной системы? Белый карлик - в частности, GD 362, который находится на расстоянии 150 световых лет от нас - окружен пылевым диском. Но у астрономов есть свидетельства того, что эта карликовая звезда когда-то была центральной звездой для планет, одна из которых была похожа на наш собственный мир. Иллюстрация: REUTERS/Jon Lomberg/Gemini Observatory

И именно такие «трупы планет», вращающиеся вокруг белых карликов, хотят обнаружить исследователи группы Дмитрия Вераса. Они создали модели, в соответствии с которыми такое планетарное ядро ​​может просуществовать от 100 миллионов до, возможно, даже миллиарда лет до своего окончательного конца. И такие ядра теоретически должны обнаруживаться с помощью радиоволн, сообщают исследователи в научном бюллетене Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

В поисках передатчика

Магнитное поле между белым карликом и вращающимся вокруг него планетарным ядром может привести к образованию однополярного генератора, который из-за своих металлических компонентов ведет себя как электрический проводник. Излучение, генерируемое таким образом, будет излучаться в форме радиоволн - и их можно обнаружить, настроив соответствующим образом радиотелескопы на Земле. Сопоставимым примером, хотя и в меньшем масштабе, являются Юпитер и его луна Ио.

Однако, согласно Верасу, (гипотетические) ядра планет должны находиться в «счастливой зоне» или, точнее, в оптимальной для астрономов области: если они находятся слишком близко к белому карлику, их быстро уничтожат приливные силы звезды, а если они слишком далеко, их не удастся зафиксировать. Кроме того, магнитное поле не должно быть слишком сильным, иначе планетарное ядро ​​было бы загнано непосредственно в белый карлик. Таким образом, Верас предполагает, что наиболее перспективная зона располагается между тройным радиусом Солнца и меркурианской орбитой вокруг Солнца.

Астрономы хотят, чтобы для их дальнейшей работы им было выделено время наблюдений ​​на радиотелескопах, таких как Аресибо в Пуэрто-Рико или Обсерватория Грин-Бэнк в Вирджинии. И если им на самом деле удастся найти с помощью своего метода планетарное равновесие, они также могут получить новое понимание того, как наша Солнечная система будет формироваться в эпоху после конца Земли.