Четверг, 18.04.2024, 11:56

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2019 » Сентябрь » 5 » Странный астероид меняет свой цвет
05.09.2019 16:59

Странный астероид меняет свой цвет

Когда-то этот маленький астероид был неприметным и ничем не отличался от массы других подобных объектов. Но затем его поведение обратило на себя внимание астрономов. И эффектные явления являются ничем иным, как результатом его самоуничтожения.

Астероид 6478 Gault

Астероид 6478 Gault в объективе космического телескопа «Хаббл». © NASA, ESA, K. Meech and J. Kleyna (University of Hawaii), O. Hainaut (European Southern Observatory)

Удивительное поведение астероида (6478) Gault наблюдает команда инфракрасного телескопа IRTF на Гавайях. Уже в течение нескольких месяцев маленькое небесное тело меняет свой цвет с ржавого на более голубоватый, сообщают исследователи в журнале The Astrophysical Journal Letters. По словам астронома Майкла Марсета из Массачусетского технологического института (MIT), изменение указывает на то, что небесное тело теряет свой старый слой пыли и теперь демонстрирует свежую поверхность породы. Хотя и известно, что астероиды с течением времени медленно меняют свой цвет, такое быстрое изменение непосредственно наблюдается впервые. Причиной же столь своеобразного поведения, вероятно, является чрезвычайно быстрое вращение астероида.

Впрочем, это уже не первый раз, когда (6478) Gault привлекает к себе внимание. Еще в начале 2019 года было замечено, что у небесного тела, которое до этого считалось неприметным обитателем внутреннего пояса астероидов, внезапно развился не один, а два хвоста, которых на самом деле быть не должно. Команда под руководством Марсета с с помощью спектроскопических изображений смогла подтвердить, что (6478) Gault - это не комета из льда и пыли: его ставшая теперь видимой голубая поверхность содержит большое количество силикатов, который выдают его как типичный каменистый астероид. Но при этом необычным выглядит то, как быстро он вращается вокруг своей оси. Один полный оборот занимает всего около двух часов - поэтому все идет к тому, что он сам уничтожит себя под действием центробежной силы.

Ученые предполагают, что и хвосты, и удивительное изменение цвета связаны как раз с таким экстремальным вращением. Как следствие, сыпучий материал проскальзывает под действием центробежной силы к экватору и уходит оттуда в космос. Такая версия подтверждается и природой обоих хвостов. Они не содержат газа, а только пыль и более грубые материалы. Что же касается быстрого вращения, то за ним, вероятно, стоит эффект YORP, названный в честь астрономов Ярковского, О'Кифа, Радзиевского и Паддака: астероид нерегулярно выделяет тепло, полученное от Солнца, и это неравномерное обратное тепловое излучение может создавать крошечный крутящий момент. В течение очень длительных периодов времени этот эффект может заставить небесное тело вращаться так сильно, что оно буквально растворяется под действием центробежной силы.