Вторник, 16.04.2024, 10:00

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2016 » Февраль » 15 » Путеводитель по каталогу Мессье: шаровое скопление "Мессье 12"
15.02.2016 15:22

Путеводитель по каталогу Мессье: шаровое скопление "Мессье 12"

Продолжаем знакомство с объектами каталога Мессье, и сегодня на очереди шаровое скопление звезд "Мессье 12" (М 12).

Скопление "М 12" глазами космического телескопа "Хаббл". Фото: NASA/ESA/Hubble

Шаровое скопление было обнаружено 30 мая 1764 года астрономом Шарлем Мессье, который дал ему описание, аналогичное многим другим объектам каталога - "туманность без звезд". Спустя несколько лет, по мере совершенствования телескопов, астрономы смогли разрешить "туманность" на отдельные звезды.

Скопление "М 12" глазами телескопа VLT. Фото: ESO

Сегодня мы знаем "М 12", как шаровое скопление, но ранее оно считалось плотным рассеянным скоплением. Все дело в том, что для шарового скопления концентрация звезд в данном объекте незначительна по сравнению с другими представителями данного типа. И лишь спустя многие годы астрономы смогли понять истинную природу этого объекта.

Фотография астронома-любителя. Фото: C. M. Fenton

Кто же "украл" звезды шарового скопления? В 2006 году с помощью обсерватории VLT (Very Large Telescope) астрономы провели наблюдения за "М 12". В ходе исследования было установлено, что за время своего существования скопление потеряло более половины своих звезд, которые были вырваны в пространство гравитационным воздействием нашей галактики. Периодически "М 12" проходит через густонаселенные районы нашей галактики. В результате таких сближений создаются возмущения, которые и заставляют звезды скопления покидать свой дом.

По сегодняшним оценкам, скопление "М 12" содержит около 200 тысяч звезд звезд. Массы большинства колеблются от 20 до 80 % от массы нашего Солнца. Скопление расположено на расстоянии около 23 тысяч световых лет от нашей планеты в созвездии Змееносца.

Обнаружить данный объект весьма просто, особенно если вы уже знаете, как обнаружить скопление "Мессье 10". "М 12" находится в нескольких градусах правее и выше от десятого объекта каталога. Для удобства поиска приложены поисковые карты.

Поисковые карты для объектов "Мессье 10" и "Мессье 12".

Примерный вид скопления в телескоп

Из-за относительной близости расположения на небе, новичок при первых наблюдениях может легко спутать скопления "М 10" и "М 12". Так что здесь рекомендуется быть крайне внимательным. Опытный наблюдатель без труда отличит "шаровики" друг от друга: "М 10" покажется более плотным и чуть более ярким объектом по сравнению с "М 12".

Желаю чистого неба и успешных наблюдений!

Автор: Георгий Коньков