Четверг, 25.04.2024, 18:42

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2018 » Октябрь » 19 » Обнаружен гигант раннего космоса
19.10.2018 11:01

Обнаружен гигант раннего космоса

Астрономы обнаружили самое большое и самое массивное звездное протосуперскопление раннего космоса. Гигантское скопление галактик существовало уже через 2,3 миллиарда лет после Большого взрыва, и масса его составляет квадрильоны солнечных масс. Учитывая ограниченное время развития, которое было в распоряжении этого титанического протосуперкластера, его размеры оказываются на удивление большими, признаются астрономы. И с его помощью исследователи очень надеются заглянуть в процессы исконного развития галактик.

Визуализация раннего протосуперкластера Гиперион. Он стал крупнейшим и массивнейшим из всех обнаруженных структур такого вида на сей день. © ESO/L. Calçada, Olaga Cucciati et al.

Материя во вселенной распределена далеко не равномерно, а образует крупные структуры - скопления галактик, филаменты, а также так называемые суперкластеры. Последние представляют собой мощные структуры, в который совместно перемещаются десятки тысяч галактик. И наш Млечный путь тоже принадлежит одному из таких суперскоплений - гигантской Ланиакее, размеры которой достигают 520 миллионов световых лет.

Но вот когда и как возникли первые суперскопления во вселенной, до сих пор практически неизвестно. А все потому, что астрономы в далеком космосе открыли слишком мало предварительных этапов этих чудовищных по размерам галактических образований. Но при этом данные спутника Planck говорят в пользу того, что такие космические гиганты образовывались толчками.

Почти пять квадрильонов солнечных масс

Наибольший и самый массивный представитель этих ранних титанов был обнаружен Ольгой Куччиати и ее коллегами из Астрофизической обсерватории космических исследований (INAF) в Болонье. Для своих изысканий астрономы с помощью инструмента VIMOS на Большом телескопе Very Large Telescope (VLZ) Южной европейской обсерватории в Чили просканировали около 10 тысяч объектов в далекой вселенной в поиске протоструктур.

И поиски увенчались успехом: в созвездии Секстант они натолкнулись на две массивные области, которые при более близком рассмотрении оказались частью значительно большего образования - протосуперскопления. И оно существовало уже в период, который оценивается в 2,3 миллиарда лет после Большого взрыва. Скопление из звезд, газа и галактик протянулось на 195 миллионов световых лет в длину и ширину и примерно на 500 миллионов световых лет в высоту. При этом оно включает в себе почти пять квадрильонов солнечных масс.

На удивление ранний гигант

Такие размеры позволяют говорить о новооткрытом протосуперскоплении, как об истинном гиганте. По размерам и массе кластер, получивший называние «Гиперион», не уступает крупнейшим структурам сегодняшней вселенной, но при этом он происходит из раннего периода космической истории. И существование такого доисторического космического великана поразило даже самих астрономов. «Это абсолютно первый случай, когда такая огромная структура была идентифицирована при столь большом красном смещении», - говорит Куччиати. - «Обычно структуры подобного вида имеют значительно меньшее красное смещение, потому что у вселенной было в случае с ними уже намного больше времени для развития и образования таких масштабных объектов». Учитывая его размеры в столь ранний период вселенной, ученые полагают, что это протосуперскопение превратится в что-то подобное гигантским структурам в локальной вселенной, как, например, суперскопление Девы, в которое входит и наш родной Млечный путь.

Невероятная комплексность

Поражает здесь еще вот что: Гиперион имеет чрезвычайно комплексную структуру, о чем тоже говорят исследователи. Протосуперскопление имеет, как минимум, семь регионов, связанных филаментами и галактиками. «Было совершенно неожиданным, увидеть нечто столь развитое в тот период, когда вселенная была еще столь молода», - говорит Куччиати.

Протосуперскопление в сравнении с размерами типичного галактического скопления в локальной вселенной. © ESO/L. Calçada, Olaga Cucciati et al.

Но имеются здесь и различия с более близкими суперскоплениями. «Близлежащие суперскопления имеют склонность к более концентрированному распределению массы, с четкими структурными признаками», - объясняет соавтор Брайян Лемок из Калифорнийского университета в Дэвисе. - «В Гиперионе же масса вдоль ряда связанных сгустков, в которых собраны отдельные группы галактик, распределена значительно более равномерно». А это значит, что здесь гравитация по каким-то причинам имела не так уж и много времени, чтобы уплотнить и сконцентрировать материю.

Взгляд в «детство» космоса

По мнению астрономов, протосуперкластер, каким является Гиперион, открывает уникальную возможность заглянуть в еще молодую вселенную. «Понять Гиперион и сравнить его с подобными более молодыми структурами - это путь ко пониманию того, как развивалась вселенная в прошлом, и как она будет развиваться в будущем», - говорит Куччиати. - «Открытие такого космического титана поможет найти ключ к пониманию истории структур подобных масштабов».