Пятница, 29.03.2024, 09:08

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2021 » Декабрь » 13 » NASA обновило систему мониторинга за опасными астероидами
13.12.2021 21:47

NASA обновило систему мониторинга за опасными астероидами

NASA обновило систему мониторинга за опасными небесными телами. Новая система Sentry-II будет получать данные со множества телескопов и определять траектории опасных объектов. Она пришла на смену системе Sentry, которая проработала 19 лет. Sentry-II стала намного сложнее и учитывает больше параметров, влияющих на орбиты небесных тел.

Вместе с системой также был запущен сайт Eyes on Asteroids, который даёт наглядное представления об окружающем нас космическом пространстве.

Система Sentry-II была разработана Центром изучения околоземных объектов (CNEOS) Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA.

Это орбиты более 1000 потенциально опасных астероидов, сближающихся с нашей планетой на расстояние менее 7,5 млн километров и имеющих размер более 140 метров, а также планет, орбиты которых они пересекают. Глядя на это изображение, может возникнуть ощущение, что у Земли очень серьёзные проблемы. Проблемы действительно серьёзные, но не из-за астероидов. Ибо космос настолько велик, что столкновения с более-менее крупными небесными телами крайне редки даже по меркам истории, не говоря уже о человеческой жизни. В объёмах триллионов кубических километров вращение огромных планет и астероидов больше напоминает движение пылинок. Но всё-таки риск имеется. Мы не исследовали полностью окружающее нас пространство, а орбиты небесных тел могут меняться. К счастью, развитие науки и техники может позволить нам не повторить судьбу динозавров. Правда, для этого нужно для начала не уничтожить самих себя... Credit: NASA/JPL-Caltech.

Sentry (с англ. — страж, часовой), предыдущая система, была запущена в 2002 году и могла рассчитывать орбиты опасных небесных тел на годы вперёд. В этом нет ничего сложного, это легко делают не только ЭВМ, но и люди. Однако у неё были серьёзные недостатки:

• Sentry не учитывала эффект Ярковского — появление слабого реактивного импульса за счёт теплового излучения от нагревшейся днём и остывающей ночью поверхности астероида, что придает ему дополнительное ускорение.
  • Sentry лишь частично учитывала гравитационные взаимодействия между небесными телами.

Из-за этого специалистам во всём мире преходилось высчитывать отклонения самим, что занимало больше времени и могло привести к неточностям, ошибкам.

Sentry-II лишена этих недостатков. С новой системой мы можем узнать о потенциальном столкновении с малым небесным телом даже в том случае, если вероятность составляет лишь 1 шанс на 10 миллионов!

«Sentry-II — это фантастический прорыв в обнаружении крошечной вероятности столкновения для огромного диапазона сценариев», — отмечает соавтор разработки Стив Чесли.

Впрочем, даже такая современная система не может полностью гарантировать то, что человечество внезапно не обнаружит летящий на Землю астероид. Причин несколько:

• Несмотря на то, что огромное число телескопов постоянно ведут наблюдения за космическим пространством, открыты ещё отнюдь не все малые небесные тела. А некоторых из них мы обнаруживаем уже тогда, когда они удаляются от Земли. Ну, или узнаём о них уже после падения. Хорошей иллюстрацией этого пункта стал Челябинский (Чебаркульский) метеорит. В этот день, 15 февраля 2013 года, мир наблюдал за астероидом (367943) Дуэнде, который очень близко подошёл к Земле. Но упал не он, а 18-метровый астероид, который никак не был связан с (367943) Дуэнде. Миллионы (или даже миллиарды) лет он вращался вокруг Солнца, и мы ничего не знали о нём до момента падения на Землю! При этом тогда жителям невероятно повезло: если бы Челябинский метеорит вошёл в атмосферу под более прямым углом, то последствия были бы намного печальнее... И таких маленьких небесных тел полным-полно, и обнаружить их очень трудно.
  • Система Sentry-II прекрасно учитывает изменения орбиты потенциально опасных небесных тел, которые вызваны рассчитываемыми явлениями (эффект Ярковского, гравитационные взаимодействия и пр.), но по очевидным причинам не может предугадать внезапное изменение траектории из-за столкновений с другими объектами. Например, потенциально опасный астероид может изменить свою орбиту после столкновения с другим небольшим астероидом (причём ещё не открытым) и направится прямо к нашей планете. Столкновения приходят очень часто, но, к счастью, шанс того, что объект станет опасным для Земли, очень мал. Но не равен нулю.

Новая система  — это хорошо. Но мало знать. Если однажды астрономы обнаружат, что Земле грозит падение относительно крупного небесного тела, например, астероида, то что мы, земляне, будем делать? В кино нам показывают, как люди буквально за считанные недели из ничего готовят сложную космическую миссию, обязательно пилотируемую, и успешно спасают мир. Увы, но на деле наша планета фактически беззащитна. Впрочем, работа ведётся. Недавно, например, был запущен DART — первый в истории аппарат, созданный в рамках защиты Земли от астероидов. Нет, конкретных известных угроз нашему общему дому, к счастью, сейчас нет, лишь только потенциально опасные объекты, DART — экспериментальная миссия, «первая ласточка», которая поможет создать в будущем защиту Земли.