Пятница, 19.04.2024, 09:03

Какая планета лишняя?
Главная » 2010 » Август » 27 » Миссия "Кеплер" открыла планетную систему Kepler-9
27.08.2010 10:15

Миссия "Кеплер" открыла планетную систему Kepler-9

С помощью космического тел«ескопа «Кеплер» астрономы открыли новую планетную систему у другой звезды. Открытие явилось результатом кропотливого семимесячного наблюдения за более чем 156 000 звезд в рамках программы поиска планет, похожих на  Землю, за пределами нашей Солнечной системы.

Система звезды Kepler-9 глазами художника. Иллюстрация NASA/Ames/JPL-Caltech

Цикл наблюдений за возможными планетами у звезды, получившей обозначение  Kepler-9, длился с  мая по декабрь 2009 года. Масса и радиус звезды Kepler-9 почти точно совпадают с параметрами Солнца.  Изучая колебания яркости этой звезды, исследователи обнаружили, что вокруг нее вращаются две планеты, которые получили обозначения Kepler-9b и Kepler-9c. Результаты наблюдения «Кеплера» ученые затем проверили с помощью телескопов обсерватории «Кек на Гавайях.

Наблюдения показывают, что экзопланета Kepler-9b является наибольшей из двух планет и имеет массу примерно 0,25 массы Юпитера и радиус 0,84 радиуса Юпитера. Kepler-9c весит 0,17 масс Юпитера, но при этом ее радиус почти совпадает с радиусом первой планеты, составляя 0,82 радиуса Юпитера. Обращаются планеты довольно близко к своей звезде: год на Kepler-9b длится около 19 дней, а на Kepler-9c около 38 дней. Так же, астрономами было установлено, что обе планеты вращаются, находясь в орбитальном резонансе - периоды их обращения вокруг звезды относятся друг к другу как целые числа, в данном случае как 2 к 1.

Планетная система звезды Kepler-9.

Кроме того, ученые, проанализировав все данные, пришли к мнению, что в системе Kepler-9 может присутствовать и третья планета - суперземля, которая находится еще ближе к своей звезде на расстоянии 4,63 миллиона километров,  с периодом обращения 1,6 суток и радиусом, примерно равным 1,5 радиуса Земли.

Телескоп «Кеплер» был запущен с космодрома на мысе Канаверал 6 марта 2009 года и предназначен для поиска планет транзитным методом - обнаружения экзопланет, основанного на наблюдениях за прохождением планет на фоне своих звезды. Сверхточные камеры «Кеплера» фиксируют малейшие изменения яркости звезд во время  прохождении планеты по их диску. Главная цель проекта -  поиск планет, похожих по размерам на Землю и располагающихся в так называемой «жилой зоне», где возможно существование воды в жидком виде и даже каких-то форм жизни. Ученые считают, что «Кеплер» способен находить не только удаленные экзопланеты, но и их спутники. Расчеты показывают, что «Кеплер» теоретически может обнаруживать спутники экзопланет, чья масса составляет всего 0,2 массы Земли. Только за 43 дня своей работы телескоп смог выявить около 750 кандидатов в возможные планеты.