Четверг, 28.03.2024, 12:56

Сколько Вам лет?
Главная » 2010 » Август » 1 » Источником появления новых комет могут быть астероиды из группы кентавров
01.08.2010 14:45

Источником появления новых комет могут быть астероиды из группы кентавров

Опасность столкновения Земли с космическими телами примерно на три четверти  исходит от околоземных астероидов, около 1000 из которых в настоящее время отслеживаются астрономами. В остальном опасность исходит от комет, проследить  которые намного сложнее. Новое исследование ученых показывает, что источником появления новых комет может быть группа астероидов кентавров, популяцию которых постоянно пополняют астероиды из группы троянских астероидов.

Возможно источником многих короткопериодических комет служат кентавры. На фото комета Хейла-Боппа (C/1995 01).

Возможным источником многих короткопериодических комет могут служить кентавры. На фото комета Хейла-Боппа  (C/1995 01). Фото с сайта www.manzara.gen.tr

Короткопериодические кометы имеют период меньше 200 лет. Окончательной версии об их происхождении пока нет, но их непосредственным источником могут быть так называемые  кентавры - группа астероидов, находящихся на эллиптических орбитах между орбитами Юпитера и Нептуна,  диаметром более 1 километра. Кентавры являются очень необычными объектами: они проявляют одновременно как свойства астероидов, так и свойства комет. Когда кентавры приближаются к звезде, входящий в их состав лед начинает испаряться и в итоге у астероида появляется типичный кометный хвост. По оценкам специалистов, вокруг Солнца может обращаться около миллиона кентавров, но пока удалось обнаружить  только около 250 этих астероидов-комет.

Первым кентавром считается открытый в 1977 году Хирон. При приближении к перигелию у него наблюдалась кома (облако из пыли и газа, окружающее ядро кометы), что характерно для кометы, поэтому по классификации Хирон считается одновременно как кометой (95P/Chiron), так и астероидом (2060 Chiron), хотя по размерам он существенно больше типичной кометы.

Все из наблюдаемых 250 кентавров находятся на неустойчивые орбитах и имеют большой шанс получить гравитационный импульс, когда их орбиты проходят вблизи Юпитера или рядом с одной из других планет-гигантов. Зачастую из-за гравитационных взаимодействий часть кентавров выбиваются из своих орбит или же просто разваливаются на части. Такие гравитационные ускорения  могут направлять их во внутреннюю часть Солнечной системы, что увеличивает шансы на столкновение их с Землей. Ученые подсчитали, что в среднем каждый из кентавров существует  на своей орбите около 3 млн лет, после чего он обязательно должен попасть под воздействие гравитации планет-гигантов и быть выброшенным со своей орбиты или просто развалиться на части.  Тем не менее, как отмечают ученые, популяция кентавров остается относительно постоянной, что дает основания подозревать наличие некого источника, ее пополняющего.

Авторы нового исследования  предположили, что таким источником может быть группа троянских астероидов, находящихся на орбите вокруг Солнца, схожей с орбитой Нептуна. Несмотря на то, что астрономами было открыто всего шесть  астероидов этой группы, их популяция, по оценке некоторых ученых, может достигать 10 миллионов астероидов, при том что учитываются только те астероиды, диаметр которых больше километра. Согласно последним расчетам ученых, в ближайшие 600 миллионов лет один из шести известных астрономам троянских астероидов с вероятностью 50 процентов  может поменять свою орбиту и перейти в группу кентавров.