Суббота, 20.04.2024, 04:29

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2020 » Март » 11 » Исследователи ломают голову над "жгучим аппетитом" черной дыры
11.03.2020 05:24

Исследователи ломают голову над "жгучим аппетитом" черной дыры

Никогда еще черная дыра Стрелец А* (Sagittarius A*) в Млечном Пути не была ярче, чем 13 мая 2019 года. Но исследователи до сих пор не понимают, почему.

Центральная черная дыра Млечного Пути продолжает загадывать астрономам загадки. © NASA

Черная дыра Стрелец A* (Sgr A *) в самом центре Млечного Пути обычно, несмотря на свои гигантские размеры, ничем не примечательна и темна. Однако почти год назад она внезапно стала необычайно яркой.

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) наблюдали в мае прошлого года вспышку Sgr A*, когда она засияла вдвое ярче, чем за последние 24 года, на протяжении которых эта черная дыра наблюдалась астрономами. Туан До, автор текущего исследования, которое было опубликовано в специализированном журнале Astrophysical Journal Letter, поначалу предположил, что на кадрах была зафиксирована звезда S0-2. Но на самом деле «главным героем» здесь оказалась центральная галактическая черная дыра Sgr A*.

На самом деле черная дыра сама по себе не видна, но при этом видна материя, которая движется вокруг этой черной дыры. Эта материя засасывается, нагревается и становится яркой, прежде чем попасть на так называемый горизонт событий. Там материя окончательно затягивается гравитацией черной дыры и исчезает в ее недрах. А так как свечение в этот раз оказалось особо ярким, исследователи предполагают, что черная дыра тогда «сожрала» особо много материи.

«Большая праздничная трапеза»

«Мы не знаем, что вызвало эту «большую жратву», - говорит исследователь UCLA Андреа Гез. Но большой вопрос заключается в том, входит ли Sgr A* в новую фазу, добавляет ее коллега Марк Моррис. По словам ученых, вспышка также может быть связана и со звездой S0-2, которая в 2018 году выпустила огромное количество газа, которое позже достигло Sgr A*. Нельзя также исключать, что черная дыра проглотила при этом астероиды и сгустки межзвездного газа.

Еще одна теория состоит в том, что небесное тело под названием G2 - предположительно, две двойные звезды - приблизилось к черной дыре в 2014 году и потеряло при этом свою внешнюю оболочку.  При этом, по словам исследователей, никакой опасности от вспышки Sgr A* нет. То есть радиация реально угрожала бы нашей планете, если бы она была как минимум в десять миллиардов раз сильнее.