Суббота, 20.04.2024, 08:35

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2019 » Апрель » 24 » Возле двойной звезды Kepler 47 обнаружена третья планета
24.04.2019 07:52

Возле двойной звезды Kepler 47 обнаружена третья планета

Два солнца и, как минимум, три планеты. Новые данные показывают наличие самой большой и неизвестной до сих пор планеты в далекой планетарной системе.

Открытие планетной системы с двумя светилами в сентябре 2012 года вызвало настоящую сенсацию: Kepler-47, двойная звезда, находящаяся на расстоянии около 4900 световых лет от Солнца, стал первой известной циркумбинарной системой, внутри которой вращались две экзопланеты. Но это оказалось еще не все.

Художественное изображение трех планет системы Kepler-47.

Художественное изображение трех планет системы Kepler-47. Посередине изображена новооткрытая планета Kepler-47d. Иллюстрация: NASA/JPLCaltech/T. Pyle

Теперь ученые из государственного университета Сан-Диего выступили с сообщением, что в этой системе есть по крайней мере еще одна планета. В базе данных, составленной по результатам работы космического телескопа Kepler, чья миссия была окончательно завершена в октябре прошлого года, они обнаружили третью планету, которая движется по орбите между двумя уже известными планетами этой системы, причем по размерам она значительно превышает своих соседок. Полный оборот вокруг своих обеих центральных звезд эта планета совершает за 187 дней.

Поразительно большая

Теоретические расчеты показывают, что по размерам эта планета, получившая каталожное обозначение Kepler-47d, вероятно, будет занимать место между Нептуном и Сатурном. И это очень удивило астрономов. «Мы наблюдали признаки третьей планеты еще в 2012 году, но нам необходимо было больше данных, чтобы окончательно подтвердить находку», - заявил Джером Орос, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Astronomical Journal. Однако тот факт, что эта планета оказалась самой большой в системе, стала для астрономов полной неожиданностью.

Отслежена планета Kepler-47d была, как и ее соседки, с использованием так называемого транзитного метода. При таком методе поиска планет регистрируются минимальные регулярные колебания яркости звезды, которые происходят тогда, когда планета проходит перед своей звездой, затемняя ее свет. На основании полученных таким образом данных астрономы могут не только подтвердить существование планет, но и получить некоторую информацию об этих далеких чужих мирах.

Достижения телескопа Kepler

Открытие третьей планеты позволяет лучше понять всю звездную систему, пишут Орос и его коллеги. И вот теперь было обнаружено, что планеты имеют очень низкую плотность - ниже, чем у Сатурна. Для горячих, словно ад, экзопланет, принадлежащих к классу горячих Юпитеров, это не выглядело бы необычно. Но, по крайней мере, две внешние планеты двойной звезды Kepler-47, как считают ученые, должны иметь достаточно мягкие температуры.

Это открытие - еще один успех миссии телескопа Kepler, который был запущена в космос в 2009 году для поиска планет за пределами Солнечной системы. За время своей работы этот космический телескоп обнаружил более 2600 планет - и это несмотря на серьезную поломку в 2013 году: отказ двух компонентов системы контроля ориентации вынудил досрочно завершить основную миссию, но телескоп Kepler все же удалось мобилизовать для второй ограниченной кампании наблюдений, в ходе которой тоже были совершены многочисленные открытия. Тем не менее, в октябре 2018 года «охотник за планетами» окончательно прекратил свою работу в космосе - топливо закончилось, и телескоп, выйдя на стабильную орбиту, окончательно отправился на пенсию.