Пятница, 29.03.2024, 14:46

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2021 » Апрель » 26 » Обнаружена экзопланета с таинственными корнями
26.04.2021 12:24

Обнаружена экзопланета с таинственными корнями

Астрофизики нанесли на карту планету YSES 2b рядом с его похожей на наше Солнце родительской звездой. Но как появился этот планетарный гигант - загадка.

Далекая и огромная: происхождение недавно открытой экзопланеты YSES 2b остается для астрономов загадкой. Иллюстрация: NASA

Исследователи экзопланет уже некоторое время чувствуют себя в почти райских условиях: все больше и больше современных космических телескопов, крупномасштабная наземная оптика и усовершенствованные инструменты принесли астрономам за последние два десятилетия настоящий поток новых открытий. На этот момент у нас имеется уже около 4700 подтвержденных планет в 3500 инопланетных звездных системах. Известно, что 770 систем содержат более одной экзопланеты, но еще тысячи кандидатов все еще ждут подтверждения.

Редкий прямой вид

Однако подавляюще большинством открытий мы по-прежнему обязаны косвенным методам обнаружения. Прямое наблюдение экзопланет рядом с их яркими центральными звездами очень сложно, и поэтому это удавалось лишь сравнительно редко. И вот теперь международная команда ученых представила такую удачу в специализированном журнале Astronomy & Astrophysics: исследователи использовали инструмент SPHERE на «Очень большом телескопе» (Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили, чтобы сфотографировать огромную планету, которая вращается вокруг похожей на Солнце звезды YSES 2 на расстоянии порядка 360 световых лет от нас.

«Только использование современной адаптивной оптики на большом телескопе восьмиметрового класса, а также специальных высококонтрастных методов наблюдения позволяет получать прямые изображения таких субзвездных объектов в непосредственной близости от их гораздо более ярких родительских звезд», - объясняет соавтор исследования Маркус Муграуэр из Йенского университета имени Фридриха Шиллера. Недавно обнаруженная экзопланета YSES 2b примерно в 10 000 раз слабее по яркости, чем ее центральная звезда.

Солнцеподобная звезда YSES 2 (в центре) была скрыта за так называемой маской коронографа для экспонирования. В результате этого действия недавно обнаруженная экзопланета YSES 2b (внизу справа) вышла из света своей родительской звезды. © Markus Mugrauer/Uni Jena

YSES означает Young Suns Exoplanet Survey («Поиск экзопланет молодых солнц») - проект по наблюдению, осуществляемый в обсерватории Паранал ESO. YSES 2, материнская звезда новой планеты, «молода», ей всего около 14 миллионов лет. Наблюдения показали, что недавно обнаруженная планета YSES 2b примерно в 115 раз дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца, но температура ее поверхности все еще находится на значении между 900 и 1100 градусами Цельсия.

Полезная молодость

Этот факт объясняется молодым возрастом планеты, и он очень помог в ее открытии. В течение первых нескольких миллионов лет своего существования планеты в значительной степени излучают энергию, высвободившуюся при их формировании. В зависимости от температуры планет на этой ранней стадии развития, это излучение находится в ближнем инфракрасном спектральном диапазоне. В данном случае наблюдения проводились на длинах примерно 1,6 и 2,2 микрометра.

Обладая массой в пять-восемь раз больше Юпитера, YSES 2b относится к классу так называемых «огромных газовых гигантов», которых на сегодняшний день обнаружилось возле молодых звезд очень мало. Но при этом YSES 2b оказывается одной из таких экзопланет с наименьшей массой среди обнаруженных на сегодняшний день методом прямого наблюдений. В частности, экзопланета имеет только 0,5 процента массы своей родительской звезды и, следовательно, самое низкое соотношение масс на сегодняшний день для экзопланеты, отображаемой непосредственно на орбите вокруг звезды, похожей на Солнце.

Как образовалась YSES 2b?

Однако само существование этой странной планеты вызывает у исследователя головную боль. Сегодня в астрофизике обсуждаются две разные теории образования планет в больших дисках из газа, окружающих молодые звезды. В так называемом сценарии роста ядра сначала из частиц пыли и льда в результате процессов слипания и аккреции формируются планетезимали километрового размера, которые затем превращаются во все более массивные тела вследствие последующих столкновений. Их масса заставляет их постепенно притягивать окружающий газ, что в конечном итоге может создавать газовые планеты.

Very Large Telescope (Очень большой телескоп) ESO (VLT) расположен на высоте 2500 метров в пустыне Атакама в Чили. © M. Claro/ESO

Согласно другой теории, к образованию планет приводит гравитационная неустойчивость газопылевого диска вокруг само́й молодой звезды. При этом сначала газовые и пылевые массы создают уплотнения в дисках, затем эти уплотнения сжимаются, образуя под действием собственной гравитации планеты. Однако планету YSES 2b нельзя полностью объяснить ни одной из двух теорий. С одной стороны, планета слишком мала по массе для создания гравитационной нестабильности диска на расстоянии 115 астрономических единиц от родительской звезды. Но и для сценария роста ядра она опять-таки располагается слишком далеко от своей родительской звезды.

Поиск других планет в системе

Чтобы точно выяснить, как образовалась эта недавно обнаруженная экзопланета, необходимы дальнейшие наблюдения. Для этого, с одной стороны, необходимо с помощью спектроскопических измерений проанализировать состав ее атмосферы, а с другой стороны, должна быть подробно охарактеризована ее орбита вокруг родительской звезды. Кроме того, по заключению авторов, предстоит еще проверить, есть ли в системе другие планеты, вращающиеся вокруг звезды ближе к ней. С этой целью уже запланированы новые наблюдения с использованием прибора SPHERE на «Очень большом телескопе» ESO.

«Даже если в настоящее время неясно, как именно могла появиться YSES 2b, мы уверены, что новые наблюдения помогут решить эту загадку», - резюмирует руководитель исследования Александр Бон из Лейденского университета (Нидерланды). - «Таким образом мы надеемся получить новое представление об образовании газовых гигантов, которое также может иметь отношение и к нашей Солнечной системе».