Суббота, 20.04.2024, 12:31

Сколько Вам лет?
Главная » 2021 » Май » 6 » Подземный мир Марса до сих пор благоприятен для жизни
06.05.2021 14:39

Подземный мир Марса до сих пор благоприятен для жизни

Новое исследование показывает, что марсианское подповерхностное пространство все еще содержит все необходимые ингредиенты и условия для микробной жизни.

Вид на край кратера Марса и, соответственно, под поверхность Марса. Также споры ведутся в отношении структур темного русла, как возможных оттоков талых и подземных вод (слегка сжатый вид). © NASA/JPL-Caltech/Univ. of Arizona

Как недавно сообщила в журнале Astrobiology группа ученых под руководством Джесси Тарнаса из Университета Брауна и Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, они исследовали химический состав некоторых марсианских метеоритов в качестве образца марсианской коры. В результате исследователи пришли к выводу, что образцы - при условии, что они вступают в контакт с водой - генерируют достаточно химической энергии для поддержания микробных сообществ, подобных тем, которые также можно найти в глубинах недр поверхности Земли. Поскольку эти метеориты предположительно являются образцами, соответствующими большим частям марсианской коры, результаты анализа позволяют предположить, что недра Марса и сегодня по-прежнему благоприятны для жизни.

«Важным в этом открытии является тот факт, что теперь мы знаем: везде, где есть грунтовые воды на Марсе, очень высоки шансы того, что здесь будет достаточно химической энергии, чтобы поддерживать микробную жизнь», - заявил Тарнас и продолжил: «Правда, мы не знаем, зарождалась ли когда-либо жизнь на Марсе. Но если она все же была, на Марсе все еще достаточно энергии, чтобы такая подземная жизнь могла существовать и сегодня».

Фактически, за последние 10 лет во многих местах на Земле глубоко под поверхностью было обнаружено большое количество разнообразных биомов, например, в глубоких туннелях канадской шахты Кидд-Крик, которые развивались независимо от своих аналогов на поверхности, причем, совершенно без дневного света. Зато там протекают химические реакции при взаимодействии воды с горными породами.

Таким образом, вместо фотосинтеза такие микробы используют, например, так называемый радиолиз, и в результате получают жизненную энергию от реакций радиоактивных элементов в глубоких трещинах при контакте с подземными водами, которые затем расщепляют любые существующие молекулы на их отдельные части, такие как водород и кислород.

«Наше исследование предполагает, что везде, где есть грунтовые воды на Марсе, имеется достаточно энергии для жизни», - делает вывод Тарнас. Хотя для достижения таких подповерхностных регионов необходимо глубокое бурение, последние разработки в области исследовательских инструментов показывают, что это тоже будет, по крайней мере, технически возможным уже в обозримом будущем. «После изучения атмосферы и поверхности, недра продолжают оставаться одним из самых захватывающих рубежей в исследовании Марса», - говорит исследователь.