Пятница, 29.03.2024, 12:17

Какая планета лишняя?
Главная » 2021 » Июль » 30 » Открыта огромная экзопланета, год на которой длится 1,1 млн лет
30.07.2021 22:43

Открыта огромная экзопланета, год на которой длится 1,1 млн лет

Человечество открыло уже тысячи экзопланет, некоторые из которых очень необычные. Одна из них — экзопланета, которая в шесть раз больше Юпитера и делает один оборот вокруг своей звезды за 1,1 млн лет, что является рекордным значением для всех известных науке экзопланет! Но это ещё не единственное уникальное её свойство!

Планета получила название COCONUTS-2b, её звезда — COCONUTS-2А, а сама система — COCONUTS-2. Такие названия они получили в честь обзора неба Cool Companions On Ultrawide Orbits (COCONUTS), благодаря которому они были исследованы.

COCONUTS-2b и её звезда COCONUTS-2А. Credit: Zhoujian Zhang.

На самом деле эта экзопланета была найдена ещё в 2011 году инфракрасным космическим телескопом NASA Wide-field Infrared Survey Explorer, но тогда она была идентифицирована как холодный коричневый карлик, не вращающийся вокруг других звёзд. Однако астроном из Гавайского университета в Маноа Чжоуцзянь Чжан (Zhoujian Zhang), использовав вместе с коллегами обзор COCONUTS, идентифицировал объект как планету массой примерно в 6 масс Юпитера. Этот газовый гигант вращается вокруг звезды COCONUTS-2А, которая на 30% меньше и в 10 раз моложе Солнца, на расстоянии в среднем около 6470 астрономических единиц (1 а.е. равна среднему расстоянию от Земли до Солнца, это примерно 150 млн километров) от неё. Из-за этого её орбитальный период составляет рекордные 1,1 млн лет!

Система COCONUTS-2 расположена от нас на расстоянии лишь 35 световых лет. Это очень близко по меркам Вселенной (но для людей это всё равно пока непреодолимое расстояние). Ещё одна интересная особенность COCONUTS-2b заключается в том, что она принадлежит к тому небольшому числу экзопланет, которые были открыты методом прямого наблюдения. И это ближайшая к Земле экзопланета, обнаруженная данным методом!

Исследователи объясняют, что COCONUTS-2b удалось обнаружить именно благодаря удалённости от родительской звезды вкупе с тем, что экзопланета до сих пор остается довольно тёплой. Её температура составляет около +161 °C (или 434К), благодаря чему инфракрасного излучения экзопланеты достаточно для наших приборов. Такая температура сохраняется из-за возраста COCONUTS-2b, который оценивается примерно в 800 млн лет. Это остаточное тепло от её образования. При этом массы экзопланеты недостаточно для поддержания термоядерных реакций в её недрах, что бы отнесло COCONUTS-2b к коричневым карликам.

Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal Letters.