Две легенды о животных китайского гороскопа
Существует множество китайских легенд объясняющих возникновение символов восточного гороскопа, из которых, по популярности, можно выделить всего две:
Первая, наиболее распространённая в Китае гласит: Однажды , Будда пригласил к себе на день рождения (празднование нового года, пира, дня отъезда Будды из этого мира — в зависимости от трактовки) всех животных, какие захотят прийти сами. Пришло 12 зверей: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления.
Первой пришла — Крыса — ей достался первый год 12-летнего цикла. Правда, очевидцы этого замечательного заплыва утверждают, что первым достиг противоположного берега Буйвол, а Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила Буйвола перевезти её на своей спине, и тот по доброте душевной согласился. Пока буйвол отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса, соскочив с его спины, быстренько побежала вперёд, и в очереди за предполагаемым дефицитом оказалась первой. Она была вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами.
Часть зрителей потом божилась, что это была не Крыса, а маленькая, но умненькая Мышь, и что она вовсе не попросилась к Буйволу на спину, а проехала «зайцем». Буйвол её не заметил и был весьма удивлён, оказавшись в очереди вторым.
Чуть-чуть отстал от Буйвола Тигр, которому достался третий год.
Болельщики, увлечённые соревнованием между Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом), как следует, не рассмотрели, кто пришёл четвёртым — Кролик или Кот. За давностью лет истину установить невозможно, и у восточных различных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года.
Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой — Лошадь.
Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым — Коза или Овца (согласно японскому гороскопу).
Девятой стала Обезьяна — лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду.
Десятым прибежал Петух, который задержался, потому, что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.
Одиннадцатой прискакала Собака. С утра у неё была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгорячённая бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла.
И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Ему Будда подарил последний оставшийся год.
* По второй легенде Нефритовый император с небес послал своего слугу на землю, чтобы тот привел двенадцать самых красивых животных с земли, чтобы наградить их. Слуга спустился на землю и первой увидел Крысу и пригласил ее к царю. Аудиенцию у царя назначили на шесть часов утра. Крыса обрадовалась, тут же побежала прихорашиваться перед встречей с царем. Побродив по земле, слуга решил, что императору понравились бы Буйвол, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух и Собака. Слуге осталось выбрать последнее животное. Путешествуя по земле, он был наслышан о красоте Кота, поэтому очень долго искал его. Не найдя нигде Кота, слуга попросил Крысу передать приглашение Коту. Крыса нашла Кота, передала приглашение. Но Кот был ленив и любил поспать, поэтому попросил Крысу разбудить его. Крыса сначала согласилась, но прибежав в свою норку, и начав причесываться и прихорашиваться поняла, что Кот намного красивее и обязательно затмит ее в глазах царя. Такого Крыса вынести не могла, поэтому утром не стала будить Кота.
В шесть утра следующего дня у царя собрались все приглашенные животные, кроме Кота, который еще сладко спал. Все звери подготовились, чтобы понравиться царю. Самой хитрой и изобретательной стала Крыса. Она забралась на спину Буйволу и начала играть на дудочке, покорив тем самым царя и вызвав в нем бурю восторга. За это царь присудил ей первое место. Буйволу за его доброту отдал второе место, Тигру - третье, Кролику за красивую шубку — четвертое, Дракону за необычность внешнего вида пятое, Змее за мудрость - шестое, Лошади — седьмое, Овце — восьмое, Обезьяне за ловкость — девятое, петуху — десятое и Собаке — одиннадцатое. Тут заметили, что последнего двенадцатого животного, Кота, нет. Слуге пришлось возвращаться на землю и срочно искать последний символ года. Первой ему на глаза попалась Свинья, и он пригласил ее. Тем временем Кот проснувшись, обнаружил, что проспал, и Крыса его не разбудила. Кот со всех ног побежал во дворец. Тем временем слуга со свиньей пришел во дворец и царь увидел некрасивую Свинью и дал ей последнее двенадцатое место. Кот вбежал в зал, но было уже поздно. Все 12 символов года были утверждены. И даже, несмотря на то, что Кот очень понравился царю, изменить уже ничего было нельзя. Поэтому с тех пор Кот жутко обижен на Крысу и между ними давняя непримиримая вражда.
Элементы года
Пентаграмма У-Син
Согласно восточному гороскопу, все существа и предметы на земле состоят из пяти основных элементов — земля, дерево, огонь, металл и вода. Так и каждое животное восточного зодиакального круга имеет положительную, более менее нейтральную, и отрицательную стихию. Какое бы животное ни правило в текущий год, изначально году присуща своя стихия (качество), которая будет напоминать о себе, создавая либо удачные, либо конфликтные комбинации событий. Иными словами, по мнению астрологов, с учётом влияния стихий совсем не обязательно, что самыми благоприятными годами для человека будут именно те года, над которыми властвует «его» животное (в год которого он рождён).
Инь и Ян
Наряду с двумя перечисленными составными частями восточного гороскопа (стихия и животное-покровитель), есть еще и третья — векторная(силовая) характеристика. Вектором расширения является Ян — мужское начало (вдох-концентрация-плюс), а вектором сжатия Инь — женское начало (выдох-медитация-минус). Именно поэтому, например, Год Быка, через 12 лет может сменить уже Год Коровы. Применительно к тому или иному году, Ян и Инь чередуют направленность действий человеческого сообщества. В год Инь люди используя накопленные силы и ресурсы, сосредоточиваются на завершении незаконченных дел. В год Ян, человек активизируется на новых делах, продвигается дальше и выше. От инь-ян-направленности зависит и оттенок правящей стихии («цвет» года).
Деление объектов по инь-ян — свойствам у китайцев и японцев принципиально различаются, поэтому, неверно называть китайский гороскоп ещё и японским, это две различные философии.
Цвет года
Итак, в китайском гороскопе присутствуют 12 животных и 5 стихий. Перемножив эти цифры, мы получаем полный цикл в 60 лет.
Каждой стихии присущ свой цвет: Дереву-зелёный, Воде-синий/чёрный, Металлу-белый, Земле-охра, Огню-красный.
Животные в китайском гороскопе
Независимо от толкования происхождения знаков китайского гороскопа в общей сложности набралось двенадцать животных. Именно этим числом и стала определяться амплитуда правления на земле того или иного животного (1 раз в 12 лет). Согласно восточному гороскопу, именно качества, присущие этим животным, накладывают свой отпечаток на характер людей, рожденных в год того или иного правителя. Причём, это не их прихоть, а исполнение наказа самого Будды.