Вторник, 23.04.2024, 21:51

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2010 » Май » 27 » Астрономами обнаружена смещенная из центра галактики сверхмассивная черная дыра
27.05.2010 20:33

Астрономами обнаружена смещенная из центра галактики сверхмассивная черная дыра

Астрономы обнаружили, что сверхмассивная черная дыра и центр массы эллиптической галактики М87 расположены на довольно большом друг от друга расстоянии в 22 световых года.

Смещение черной дыры в М87. Фото NASA and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA), J. A. Biretta, W. B. Sparks, F. D. Macchetto, E. S. Perlman

Галактика М87 находится на расстоянии 60 миллионов световых лет от Земли. Она является крупнейшей галактикой  в скоплении галактик Девы и имеет массу около 2000-3000 млрд масс Солнца. Галактика также обладает активным ядром и очень хорошо видимыми релятивистскими струями, вырывающимися из него. Именно релятивистские струи,  или  джеты, позволили астрономам определить положение сверхмассивной черной дыры (СЧД) с высокой точностью. Оказалось, что СЧД галактики М87 располагается не в центре, как предсказывает теория, а немного в стороне, приблизительно в 22 световых годах.

Что же послужило причиной такого смещения? Ученые выдвинули ряд теоретических предположении. Согласно одному из них, «неправильное» расположение СЧД галактики М87 возникло  в результате столкновения ее с другой галактикой. СЧД при слияниях галактик тоже сливаются, и в результате этого процесса новообразовавшаяся СЧД может покинуть центр галактики. Другая теория предполагает, что СЧД могли сдвинуть выбросы материи – джеты, однако их влияние на СЧД галактик пока еще мало изучено.

Тем не менее, если многие из эллиптических галактик появились в результате слияния, то общее количество объектов со смещенными черными дырами может оказаться весьма значительным, и, скорее всего, многие из современных теорий эволюции галактик необходимо будет пересмотреть.