Был ли Гагарин первым? Скафандр первому космонавту Земли сшила внучка расстрелянного митрополита
Казалось бы, о Юрии Алексеевиче Гагарине, Гражданине Вселенной, уже рассказано все. Однако многие факты из его непродолжительной, но яркой жизни по-прежнему остаются в тени истории.
Скафандр создавала… монахиня
Автором скафандра, в котором Юрий Алексеевич отправился на орбиту, была… игуменья Серафима. Правда, монахиней, а впоследствии и настоятельницей Новодевичьего монастыря, Варвара Васильевна Черная (мирское имя этой удивительной женщины) стала в 1994 году, после завершения своей научной карьеры.
В конце 40-х годов о Черной писали как о женщине-герое, возглавлявшей во время войны сразу несколько эвакуированных предприятий. Невероятно, но факт, возвеличивая трудовой подвиг Варвары Васильевны, тогдашняя пресса не афишировала, что она - внучка расстрелянного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова). В ноябре 1937 года святитель Серафим был арестован сотрудниками НКВД. Прикованного к постели восьмидесятидвухлетнего старца доставили в Таганскую тюрьму на машине "скорой помощи". Во время допросов владыка Серафим осудил новых гонителей Церкви и не признал ни одного из навязываемых ему обвинений. 11 декабря 1937 года митрополит Серафим был расстрелян в деревне Бутово, на полигоне КГБ, который стал безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора. После многолетних поисков Варваре Васильевне удалось обнаружить место захоронения своего деда и получить необходимые документы для реабилитации митрополита Серафима.
Будучи потомком древнего дворянского рода (которому принадлежит и знаменитый адмирал Чичагов), Варвара Васильевна не была репрессирована. Напротив - стала гордостью советской науки. Ей доверили работу по созданию скафандра для космонавтов. После того как полет завершился благополучно, на ученого обрушились все существующие земные блага.
Но! Вдруг Варвара Васильевна, презрев многочисленные почетные должности, ушла торговать церковными принадлежностями в храме Пророка Илии в Обыденском переулке. Видя своего научного руководителя за свечным ящиком, бывшие сослуживцы недоумевали...
В канун 2000 года игуменьи Серафимы не стало. Проститься с ней пришли все члены первого отряда космонавтов, включая ученых, трудившихся над созданием первых советских космических аппаратов. В тот день у ее гроба был весь свет российской науки, высшее духовенство и обычные "земные" люди...
Космонавты-фантомы
Правящей верхушкой СССР советская космонавтика всегда рассматривалось как своего рода парадная витрина, символ. Именно она была призвана настойчиво, наглядно и убедительно демонстрировать всему миру успехи Советского Союза в покорении космоса. Однако истинный героизм и самоотверженность одних соседствовали с авантюризмом и гнусным политиканством других, сидящих в кремлевских кабинетах. И воспоминания известнейшего специалиста в области космического кораблестроения академика В. Мишина - лучшее тому подтверждение: "… Хрущев позвонил С. П. Королеву и приказал запустить троих космонавтов сразу. Но разместить экипаж из трех человек, да еще в скафандрах, в кабине „Восхода“ было невозможно. Значит - долой скафандры! И космонавты летали без них… Нельзя было сделать и три люка для катапультирования. Значит - долой катапульты. Идея лететь в космос без скафандров и катапульт принадлежит Феоктистову. Он сам и полетел для психологической поддержки Комарова и Егорова. Получалось так, что трехместный корабль вроде бы и был, но в то же время его и не было. На самом деле это был цирковой номер! На Западе даже в голову никому не могло прийти, что мы отправили экипаж на орбиту без соответствующих средств спасения…".
Знали, в частности, и о том, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин был на самом деле далеко не первым! Сколько же космонавтов погибло до знаменитого полета Гагарина?
В 1957 году, во время запуска экспериментального орбитального аппарата с испытательного ракетного полигона "Капустин Яр" в Астраханской области погиб летчик Ледовских. Другой пилот - Шаборин - погиб в 1958 году при аналогичных обстоятельствах. Третья попытка отправить человека на орбиту была предпринята в 1959 году. На этот раз оборвалась жизнь летчика Миткова.
Полностью подтвердив эти факты, бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко добавил, что эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах - то есть они должны были не совершать целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки…
Еще одна трагедия произошла в мае 1960 года. Капсула с космонавтом, имя и фамилия которого пока так и остались неизвестными, по непонятным причинам изменила направление полета и ушла в космическую бездну… В сентябре того же года при взрыве ракеты-носителя погиб космонавт Петр Долгов. Трагедия разыгралась прямо на стартовой площадке из-за отказа главной ступени. 4 февраля 1961 года некий загадочный советский спутник довольно длительное время транслировал по одному из телеметрических каналов… человеческое сердцебиение, которое через некоторое время изменило свой ритм и частоту, а затем вообще перестало прослушиваться. В связи с этим, согласно некоторым просочившимся сведениям, назывались даже фамилии тех, кто мог находиться в этом спутнике, - Грачев, Качур, Лобов…
Кто-то из них и был там, внутри…
Еще один случай датируется апрелем 1961 года. Речь идет о летчике Владимире Ильюшине. Космический корабль, на котором он летел, сделал три витка вокруг Земли, но потерпел аварию при возвращении. В свое время исследователь В. Лесников подтвердил тот факт, что в отряде космонавтов находился летчик, причем достаточно известный, имя и фамилия которого были Владимир Ильюшин. Но вот погиб он якобы за месяц до старта Гагарина - в автомобильной катастрофе… Имеются достаточно достоверные данные о том, что 14 октября 1961 года в СССР был осуществлен секретный групповой полет, который закончился трагически - неправильно сработала система ориентации, и корабль ушел в пространство… А в ноябре 1962 года радиолюбители из Италии поймали сигналы гибнущего корабля. Как полагают, это последнее, что успел передать на Землю космонавт Белоконь…
Роковая "спарка"
Тайну смерти Гагарина "вероятно, мы не узнаем никогда". Такое мнение высказал бывший координатор групп по расследованию причин гибели космонавта, полковник в отставке, бывший начальник Управления по безопасности полетов ВВС Иван Рубцов.
…30 марта 1968 года летчикистребитель первого класса Гагарин собирался поехать к родителям на празднование дня рождения своего отца. Поездка не состоялась: именно в этот день полковника Гагарина и его командира полковника Серегина хоронили на Красной площади. 27 марта их учебно-тренировочный истребитель ("спарка") МИГ15 врезался в землю неподалеку от села Новоселово Владимирской области.
Очевидцы вспоминали, что этот день с самого начала не сулил Юрию Алексеевичу ничего хорошего. На аэродром он поехал не на машине с личным шофером, а на автобусе. Едва тронулись, Гагарин попросил остановиться: забыл пропуск. Сослуживцы зашумели: зачем пропуск, тебя же весь мир знает! Но Гагарин сказал, что не хочет ставить дежурного по КПП в неловкое положение, и все-таки вернулся.
О другой примете рассказал писатель Юрий Нагибин. "В столовой, где питались космонавты, официантка Настя забыла отдать Гагарину талон на обед. Она догнала его, когда он уже пошел к самолету:
- Юрий Алексеевич, вы талон на обед забыли!
Космонавт взял голубой билетик, на котором было написано "Гагарин Ю. А."
- Ну а обед хоть стоящий? Беляши будут? Мы быстро обернемся. Только уговор - двойная порция! - сказал Гагарин.
- Будет сделано, товарищ полковник!
Насте почему-то стало грустно. Потом на месте катастрофы в разорванной куртке Гагарина найдут этот талон". Приняв доклад техника, космонавт сел в кабину, проверил замки, связь, пристегнул ремни, подключил к аппарату кислородную маску… Его инструктор и командир полка Владимир Сергеевич Серегин задерживался. После выяснения отношений по телефону с большим начальством, он появился перед самым вылетом и далеко не в лучшем расположении духа…
"Спарка" с бортовым номером 625 взлетела в 10 часов 19 минут. Пилотам предстояло выполнить несколько упражнений: выводы с боевым разворотом и бочки, витки малой спирали, виражи, пикирование. В 10.25 Гагарин доложил, что к выполнению задания готов, на это ему потребовалось бы минут 20. Но уже через пять минут последовал доклад: задание выполнено. На земле такой спешке не удивились: в кабине находился командир полка, он имел право вносить любые коррективы, не запрашивая разрешения земли…
Затем связь с 625-м пропала. Руководитель полетов приказал всем бортам, находящимся в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Подняли в воздух несколько вертолетов и транспортный ИЛ14. Кто-то из них доложил: "Южнее поселка - дым и пожар".
Позже было установлено, что стрелки гагаринских наручных часов замерли ровно на половине одиннадцатого. От последней связи с землей до катастрофы прошло меньше минуты. МИГ не был оборудован "черным ящиком", поэтому тайна этих нескольких секунд не разгадана до сих пор…
Комиссию по расследованию возглавили член политбюро Дмитрий 'Устинов и заместитель главкома ВВС генерал-полковник Кутахов. Привлекли всех - от спецов по авиапроисшествиям до орнитологов. 600 человек по сантиметру прочесывали территорию в районе катастрофы. Когда сошел снег, батальон солдат еще несколько раз проверял местность, заглядывая под каждую былинку.
…В ходе любого расследования количество версий должно сводиться к минимуму. В истории этой катастрофы все наоборот - с каждым годом их становилось все больше.
Но все они сходятся в одном: в свой последний полет Гагарин и Серегин отправились на абсолютно исправной машине. Бытовало мнение, что самолет погиб от столкновения с инородным телом - метеозондом, птицей, другим самолетом. Действительно, когда пилоты взлетели, в небе находились и другие машины, однако понятно, что при настоящем столкновении была бы не одна катастрофа, а две.
Отрабатывалась версия попадания МИГа в след летящего впереди истребителя, но практика показывала, что в подобных случаях вход в штопор ни разу не отмечался, поскольку "пребывание в следе кратковременно, а при выходе из следа его влияние на самолет практически прекращается".
Орнитологи сразу отмели "птичью" версию, хотя неподалеку от места падения нашли мертвую сойку. Но эта птичка выше 100 метров не поднимается, а падение 625го началось с высоты примерно трех с половиной километров. Все дискуссии об инородном теле прекратились, когда собранные за несколько месяцев железные и стеклянные частички наклеили на деревянный макет МИГа и убедились, что самолет столкнулся с землей, не получив повреждений в воздухе. Высказывались предположения, что в тренировочных целях Гагарин и Серегин несанкционированно вошли в штопор. Но эта версия отпала сразу после осмотра места катастрофы. При штопоре самолет должен был бы воткнуться в землю, а характер воронки и расположение обломков указывали на то, что пилоты пытались перевести машину в горизонтальный полет.
В крови Гагарина и Серегина эксперты не обнаружили адреналина. По магнитофонной записи последнего доклада Гагарина врачи установили, что за неполную минуту до гибели Юрий Алексеевич был спокоен, дышал ровно. В его останках обнаружено много кислорода, а это значило, что пилот был абсолютно здоров. Кажется, что Гагарин даже не успел подумать о смерти…
По мнению Ивана Рубцова, причина гибели Гагарина весьма прозаична. После эпохального полета, вместо того, чтобы утвердиться в небе, космонавт оказался на "школьной скамье" - в кресле учебного МИГа. Целых два года после 1961-го он не садился за штурвал самолета, после - лишь изредка. Летчик-испытатель Саратовского авиазавода Владимир Серов признался: "Я, например, сейчас могу взять отпуск на полгода. Но я не беру. Почему? Даже после месячного отпуска я вхожу в летный режим около трех месяцев". Наверное, нетрудно понять, что два года - это почти полная дисквалификация. Кроме как в "спарке", Гагарина летать не допускали.
Срыв произошел 15 ноября 1967 года. Американцы, снимавшие фильм "Советы в космосе", очень удивились тому, что ас Гагарин летает в учебном самолете, и полезли с расспросами. Тут, может быть, впервые в жизни, Гагарин поступил невежливо - молча раздвинул руками толпу, сел в машину и уехал. На следующий день обратился к начальнику генералу Кузнецову: "Товарищ командир, прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня на полеты вместе со всеми. А подлетывать от случая к случаю не хочу. Не намерен больше позориться!"
Начали срочно "принимать меры". За две недели марта 1968 года Гагарин налетал семь часов - для этого срока вполне достаточно. Но катастрофически мало для того, чтобы в нештатной ситуации суметь за долю секунды принять единственно правильное решение…
Высочайшая комиссия не обнародовала результаты расследования: их попросту не было. Поиск истины продолжается до сих пор, хотя надеяться на какую-то определенность очень трудно, почти невозможно. Пожалуй, самым надежным объяснением являются слова Германа Титова: "Разбиваются в достаточно простых условиях и самые высокие профессионалы. Летать - всегда дело опасное".
Интересный ролик попался. Компания Skywalker Sound отредактировала и подчистила звук, записанный камерами, установленными на ступенях ракеты-носителя при запусках Шаттла. Видео и звук передаёт весь цикл - от запуска до падения ступеней в океан. Запись скомпанована с двух запусков миссий.
Сообщение отредактировал malaga - Воскресенье, 18.03.2012, 19:41
Зачем парашюты?...повторное использование ступеней?
Да, судя по тех. описаниям, первую ступень (2 твердотопливных блока) использовали до 20 раз. После отделения на высоте примерно 40 км они на парашютах приводнялись в океан. Потом их наплаву буксировали обратно на стартовый комплекс и после восстановительного ремонта снова заправляли - и вперёд. Полностью одноразовой частью был только внешний жидкотопливный бак Шаттла, который сбрасывался позже. Через некоторое время он входил в атмосферу, частично разрушался и хламом падал в океан.
вы когда нибудь пробовали "чистить бывшее в употреблении"??? дешевле наверное все таки новое сделать... имхо... Лучше сделать с ошибкой, а затем ее исправить, чем долго думать над правильным решением, ничего не делая
Помню, ребёнком и меня ранним утром разбудил и поднял отец. Показал на медленно движущую по небу желтую точку и сказал, что это первый спутник земли. Я не долго за ним наблюдал, но и проснувшись утром, увидел отца на том же месте. Моя мать часто вспоминала, как мы с моим братом-близнецом обсуждали наш полет в космос. На вопрос, кто будет убирать наши горшки, один ответ, а бог на что.
вы когда нибудь пробовали "чистить бывшее в употреблении"??? дешевле наверное все таки новое сделать... имхо...
Компании Тиокол нужно же чем-то заниматься. Кроме того, так хотели снизить стоимость системы- приземляется-то в воду (приводняется). Но никогда не перезаправляли расчетные 20 раз. В последние годы вообще перестали.
Грандиозные планы о марсе - вылет и его покорство,,, именно так потихонечку создаётся идея выживания и продвижения человеческой плоти !!!!! Русский человек способен на многое,,, ради себя!!!
1 достигнуто полное понимание - что из "пушки на Луну" нет смысла далее летать - надо делать нечто новенькое... 2 понятно это направление на будущее - электромагнетизм и мощный энергоисточник... 3 пора приступать к рабочему проектированию нового движка!!!
С ПРАЗДНИКОМ КОСМОНАВТИКИ!!! Лучше сделать с ошибкой, а затем ее исправить, чем долго думать над правильным решением, ничего не делая
С праздником ДНЕМ КОСМОНАВТИКИ!!! Друзья, мы все делаем свой вклад в освоение космоса (мы кормим науку ). Значит это наш общий праздник. Предлагаю этот день сделать выходным (за счет новогодних каникул).
Дорогой , Юрий- Человечество Земли любят тебя и навсегда ты останешься в нашей памяти со своей лучезарной улыбкой! Учиться у Всех , не подражать Никому!