Пятница, 19.04.2024, 21:08

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2018 » Ноябрь » 7 » Уже с помощью сегодняшних лазерных технологий мы можем привлечь к себе внимание инопланетян
07.11.2018 16:59

Существующие уже сегодня лазерные технологии могут использоваться для того, чтобы в окружности до 20 тысяч световых лет вокруг нас привлечь внимание потенциально существующих внеземных цивилизаций и дать им сигнал о нашем существовании. К такому выводу пришли исследователи Массачусетского технологического института (MIT) в рамках специального исследования.

Художественное изображение земного «лазерного маяка», который мог бы привлечь внимание внеземных астрономов.© MIT News

Как сообщает команда ученых Джеймса Кларка в издании Astrophysical Journal, лазера мощностью в 1-2 мегаватт, объединенного с 30-45-метровым (в диаметре) телескопом, нацеленным в космос, уже вполне достаточно для того, чтобы создать инфракрасный луч соответствующей силы, способный в достаточной степени распознаваться на фоне окутывающей его солнечной энергии.

«Такой сигнал вполне был бы доступен для открытия внеземными астрономами, целенаправленно ищущими сигналы такого рода из нашего сектора во Млечном пути, но особенно тогда, если они наблюдают за нашей Солнечной системой из соседних систем, как Проксима Центавра или с одной из планет удаленной от нас на 40 световых лет звезды TRAPPIST-1», - считают исследователи.

В случае, если сигнал действительно будет обнаружен обитателями такой близкой системы, соответствующий лазер можно было бы использовать и для того, чтобы отправить туда короткое сообщение в виде импульсных сигналов. «Такое послание могло бы включить в себя несколько сотен бит в секунду, а срок его достижения цели займет лишь несколько лет», - говорит Кларк. - «Правда, сооружение соответствующей установки стало бы серьезным вызовом. Но уже существующие современные технологии реально способны даже в среднесрочной перспективе такой проект реально осуществить».

И действительно, такой лазер, пусть даже пока что запущенный в эксплуатацию, существует уже сейчас. Это так называемый «воздушно-десантный лазер» (Airborne Laser ) ВВС США. И уже сейчас проектируются и строятся наземные телескопы, которые будут иметь необходимые размеры зеркал. Так, например, телескоп Giant Magellan Telescope будет иметь зеркало диаметром 24 метра, а European Extremely Large Telescope (EELT) Южной Европейской обсерватории в Чили вообще 34 метра.

Также вполне вероятно, что на какой-нибудь горе будет сооружен и «земной маяк» Кларка, о котором мечтают исследователи Массачусетского технологического института, чтобы минимизировать атмосферные помехи. Но при это совершенно ясно и то, что из-за столь значимой мощности такого лазера будут необходимы и особые меры безопасности, когда он будет запущен в работу. Ведь не только люди, ни и системы камер на борту исследовательских самолетов или спутников могут вследствие работы такого лазера получить повреждения или ранения.

Поэтому самым идеальным и безопасным местом для размещения и строительства соответствующей установки стала бы, по мнению ученых, обратная сторона Луны.

Наряду с вопросом осуществимости реализации подобного инструмента, ученые изучают и вопрос, обладаем ли мы уже сегодня инструментами, позволяющими и нам обнаружить подобный сигнал и распознать его, как таковой, если он будет послан в нашем направлении из какой-нибудь другой планетарной системы.

На самом деле, если бы сигнал был целенаправленно послан точно в направлении Земли из одной из соседних планетарных систем, то его мог бы обнаружить даже телескоп с диаметром зеркала в один метр. Но при этом вероятность того, что мы сможем обнаружить похожие внеземные лазерные сигналы, которые могут быть отправлены с планеты, обращающейся не вокруг одной из звезд по соседству с Солнцем, ученые группы Кларка считают чрезвычайно низкой. Тем не менее, при условии все ускоряющегося технологического прогресса, уверены исследователи из Массачусетса, такая вероятность будет все более возрастать.