Четверг, 25.04.2024, 01:42

Сколько Вам лет?
Главная » 2013 » Октябрь » 26 » С помощью радиотелескопа ALMA астрономы установили точную форму самого холодного объекта во Вселенной
26.10.2013 14:32

Астрономы, работающие с радиотелескопом ALMA, смогли установить точную форму самого холодного объекта во Вселенной - туманности Бумеранг. Об этом сообщается на сайте американского космического агентства NASA.

Изображение туманности Бумеранг, объединенное из фотографии космического телескопа "Хаббл" и радиоизображения ALMA. Иллюстрация: NRAO/AUI/NSF/NASA/STScI/JPL-Caltech

Туманность Бумеранг представляет собой планетарную туманность, расположенную на расстоянии около 5000 световых лет от нашей планеты в созвездии Центавра. В 1995 году, изучая туманность с использованием 15-метрового телескопа ESO в Чили, астрономы установили, что она является самым холодным местом во Вселенной, которое было обнаружено. Имеет температуру в минус 272 °C, что только на 1 градус теплее, чем абсолютный ноль (нижний предел для всех температур минус 273 °C). Даже реликтовый фон свечения Большого Взрыва имеет температуру минус 270 °C, теплее, чем эта туманность. Это делает туманность единственным обнаруженным объектом, который имеет температуру ниже фонового излучения Вселенной.

Свое название "Бумеранг" туманность получила от астрономов Кейта Тейлора и Майкла Скарротта в 1980 году после наблюдения ими за туманностью с помощью большого наземного телескопа в Австралии. Не имея в своем арсенале такого мощного инструмента, как телескоп "Хаббл", астрономы смогли рассмотреть лишь небольшие асимметрии в долях туманности, которые были изогнутой формы, как бумеранг, что и послужило в дальнейшем фактором для названия туманности. Более позднее изучение туманности с помощью телескопа "Хаббл" показало, что туманность своей формой похожа на галстук-бабочку (либо песочные часы), а не на бумеранг.

Однако, как было сказано выше, и наблюдения "Хаббла" оказались не совсем точными. "Орбитальный телескоп рассказал только часть истории": форма туманности действительно похожа на бабочку, но в оптическом диапазоне. В миллиметровом диапазоне, в котором работает ALMA, туманность выглядит совсем по другому. Так, для авторов исследования она напоминает призрака.

"Это ультра-холодный, интригующий объект и с помощью ALMA мы узнали намного больше о его истинной природе. То, что казалось бумерангом или двумя долями в оптические телескопы, на самом деле представляет собой более широкую структуру, расширяющуюся в космос", - сказала Рагхвендра Санаи из Лаборатории реактивного движения NASA.

Что касается формы "бабочки", которая была установлена после наблюдения с помощью космического телескопа "Хаббл", то её объяснение весьма простое. Все дело в распределении мелких частиц пыли, от которых отражается свет звезды.