Пятница, 26.04.2024, 02:40

Сколько Вам лет?
Главная » 2018 » Март » 22 » NASA планирует астероидную защиту, ориентируясь на возможную реальную опасность через 117 лет
22.03.2018 05:13

Риск того, что в 2135 году астероид Бенну столкнется с Землей, составляет 1 к 2700. Но ученые уже сейчас разрабатывают концепции, как возможного столкновения избежать.

500-метровый астроид, который через 117 лет должен пройти в непосредственной близости от Земли, в представлении художника. Если Бенну в 2135 году пронесется мимо нас, его курс может измениться так, что при следующей встрече он все же сможет пересечься с Землей.

Конечно, сейчас этот вопрос мог бы нас совершенно не волновать. Ведь трудно предположить, что кто-то из сейчас живущих еще будет «на этом свете» 25 сентября 2135 года. Именно в этот день астероид диаметром почти в 500 метров может столкнуться с Землей, причем последствия такого столкновения будут катастрофическим. Если 79 миллионов тонн массы астероида рухнут на Землю, это произведет эффект взрыва 80 000 атомных бомб, равных по мощности бомбе Хиросимы.

Вероятность, что открытый в 1999 году небесный странник, названный Бенну, а точнее - (101955) Bennu, столкнется с нашей планетой, составляет лишь 1 к 2700, то есть значительно меньше тысячной доли процента. Тем не менее уже некоторое время собственное исследовательское подразделение NASA в сотрудничестве с другими исследовательскими институтами США занимается этим вопросом, планируя на примере этой угрозы, как можно сбивать несущие угрозу космические объекты с пути, прежде чем их траектория пересечется с орбитой нашей планеты.

Концепция с аббревиатурой HAMMER

Аббревиатура концепции имеет и свою расшифровку - Hypervelocity Asteroid Mitigation Mission for Emergency Response (Миссия по борьбе с астероидами высокой гиперчувствительности для быстрого реагирования). Это название дает основание сделать вывод, что в NASA работают люди, которые любят акронимы, но недолюбливают утонченность. Ведь аббревиатура звучит просто и сурово: HAMMER (молоток). Эксперты предполагают, что здесь скорее можно говорить о бэкрониме, когда первичной была аббревиатура, из которой уже составлялось полное расшифровываемое название.

Просто HAMMER: Бенну и меры защиты в сравнении размеров.

В общих чертах эта концепция предусматривает космический корабль (аппарат), запускаемый в направлении астероида, а также два сценария исполнения. Первый вариант – сбить Бенну (или другую подобную ему глыбу) с курса, угрожающего столкновением, с помощью почти девятитонного «импактора массы», как обозначается в документах космический ударный аппарат HAMMER. Результат такого сценария будет тем лучше, чем раньше произойдет такое «сбивание с курса».

Второй же вариант более вероятен для экстренных случаев, когда несомый ракетой HAMMER ядерный заряд значительно уменьшает астероид в размерах. Такой способ более подробно описывается в специализированном журнале Acta Astronautica. Разумеется, что для реализации этих дерзких планов понадобится несколько миллиардов долларов, и ученые отдают себе в этом отчет.

Инженер по космическим полетам NASA Брент В. Барби, автор исследования, откровенно рассказал в интервью газете Washington Post, что все размышления и соображения до сих пор – это пока чистая теория. «Мы проводим такие исследования для того, чтобы подготовиться к подобным случаям. И если мы обнаружим угрожающий Земле объект, мы будем лучше подготовлены, чтобы эту угрозу отвести».

Постоянная угроза и немного везения

Объекты из космоса постоянно атакуют Землю. Большинство из них вообще никто не замечает, но некоторые из них достаточно велики, чтобы нанести серьезные повреждения. В последние 100 лет людям почти постоянно везло. Если бы, к примеру, небесный объект, упавший в 1908 году в районе Каменной Тунгуски в Сибири, попал в населенную зону, последствия этого были бы ужасными: взрыв от падения космического тела, как показывают расчеты, примерно в 185 раз превосходил мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Значительно более слабый удар, имевший место в 2013 году на Урале, был вызван космическим обломком, изначальный размер которого достигал всего 15 метров. Но и такой «кусочек» стал причиной нанесения телесных повреждений примерно тысяче человек, преимущественно из-за осколков разбившихся от взрывной волны оконных стекол. Материальные останки этого космического пришельца успешно приземлились в виде метеоритов в одном из озер.

Эта графика 2013 года показывает орбиты потенциально опасных небесных тел размером более 140 метров, которые пересекают орбиту Земли (черный круг) на расстоянии менее восьми миллионов километров от нашей планеты.

Барби утверждает, что такие вещи происходят гораздо чаще, чем считает большинство землян. Астрономы ежегодно открывают примерно тысячу новых объектов, проходящих более или менее близко к Земле. Но настоящее их число может быть значительно большим.

Почему именно Бенну?

Что делает Бенну столь интересным для координационной службы NASA по защите от астероидов, так это тот факт, что речь здесь идет о хорошо изученном небесном теле, дающем экспертам множество исходных данных для необходимых расчетов. Соответственно, мы будем знать о нем еще больше, ибо космический зонд NASA Osiris-Rex уже два года находится на пути к Бенну. При этом на борту аппарата имеется оборудование для картирования астероида и определения его состава. В конце концов, зонд должен в июне 2020 года «выковырять» из породы астероида примерно 60-граммовую пробу и доставить ее на Землю.

Если на протяжении ближайших десятилетий действительно выяснится, что вероятность столкновения с Бенну превышает 0,037 процента, то вслед за Osiris-Rex к Бенну сможет отправиться и HAMMER. И миссией его станет уменьшение массы астероида намного больше, чем на каких-то 60 грамм.