Среда, 24.04.2024, 08:56

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2020 » Декабрь » 21 » Космическая погода в системе Проксима Центавра ставит под сомнение существование там жизни земного типа
21.12.2020 14:39

Многие ученые и энтузиасты поиска внеземной жизни очень надеялись, что в ближайшей к нашей планете звездной системе Проксима Центавра может обнаружиться жизнь. Увы. Новое исследование оставляет такой возможности минимум шансов.

Красный карлик выпускает высокоэнергетическую вспышку в направлении похожей на Землю планеты, вращающейся вокруг нее (иллюстрация). © Mark Myers/OzGrav

Вокруг ближайшей к нашему Солнцу звезде, Проксиме Центавра, вращается, по крайней мере, одна похожая на Землю планета. Причем делает она это на таком расстоянии, которое могло бы обеспечить жизнь на планете, подобной Земле. И вот теперь астрономы впервые составили отчеты о космической погоде для центральной звезды этой системы - красного карлика, который находится всего в 4,2 световых годах от нас. К удивлению многих, полученный результат ставит под сомнение надежду на жизнь земного типа возле этой активной звезды.

Как объясняет в «Астрофизическом журнале» команда Эндрю Зика из Сиднейского университета, тот факт, что Проксима Центавра значительно меньше и, следовательно, холоднее, чем наше Солнце, означает, что ее так называемая обитаемая зона располагается намного ближе к звезде - даже ближе, чем орбита нашей самой внутренней планеты Меркурий вокруг Солнца.

Подоплека

Эта «обитаемая зона» представляет собой область, находящуюся в диапазоне расстояний, в пределах которых планета должна вращаться вокруг своей звезды, чтобы благодаря умеренным температурам на ее поверхности вода  могла существовать там в жидкой форме - и, следовательно, обеспечивать основу для, по крайней мере, известной по Земле форме жизни .

«Наши результаты показывают, что такая близость к своей звезде делает планету восприимчивой к вредному ионизирующему излучению от ее звезды, которое может буквально стерилизовать поверхность планеты», - говорит Зик.

Вместе с коллегами Зик смог впервые продемонстрировать четкую связь между оптическими извержениями (вспышками) звезд и вспышками радиоизлучения под действием другой звезды. Открытие представляет собой важный шаг к использованию радиосигналов далеких звезд для создания отчетов о космической погоде.

«Наше Солнце также регулярно испускает горячие «шерстинки» из ионизированных частиц. При этом мы говорим о выбросах корональной массы», - поясняет команда Зика. - «Поскольку Солнце намного горячее, чем Проксима Центавра и другие красные карлики, наша «обитаемая зона» тоже расположена намного дальше от нашей звезды и, соответственно, ее активности. Кроме того, наша Земля имеет сильное планетарное магнитное поле, которое защищает нас от этих интенсивных плазменных извержений».

«Ионизированная плазма, выброшенная из звезды, и приходящее с ней излучение являются плохими новостями для представления картины космической погоды. В настоящее время самый распространенный тип звезд в нашей галактике - красные карлики. И это не лучшее место для жизни, которую мы знаем», - продолжает Зик. В то время как звезды, похожие на Солнце, составляют всего семь процентов звезд в нашем Млечном Пути, около 70 процентов всех звезд в нашей Галактике - это красные карлики.

Новые полученные знания о связанных вспышках и радиовспышках позволяют предположить, что планеты вокруг Проксимы Центавра, вероятно, подвержены очень сильной атмосферной эрозии под действием солнечных бурь, которые усиливают и без того мощное рентгеновское и ультрафиолетовое излучение, попадающее на них.

Пока не ясно, способны ли планеты Проксимы противодействовать этому излучению с помощью собственных сильных планетарных магнитных полей. «Но мы уже теперь можем задать себе вопрос: а сколько планет, которые мы знаем, имеют такое же сильное магнитное поле, как наша Земля?»

И действительно, до сих пор наблюдения магнитных полей экзопланет не проводились, а их обнаружение, вероятно, будет крайне сложным процессом. Один из возможных способов для таких наблюдений - поискать там полярное сияние, которое мы знаем по Земле и Юпитеру. Но для этого нам сначала придется разработать оптические инструменты, которые смогут отображать такие явления на планетах возле далеких звезд. «Даже если некоторые планеты вокруг красных карликов и имеют сильные планетные магнитные поля, весьма сомнительно, что они (поля) могут быть достаточно сильными, дабы адекватно защитить планеты от излучения ближайшей звезды».