Пятница, 29.03.2024, 03:25

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2018 » Февраль » 28 » «Энцелад в пробирке». Опыты показали, что на спутнике Сатурна Энцелад могут жить и размножаться земные микроорганизмы
28.02.2018 20:19

Эксперименты показали, что на Энцелад, спутнике Сатурна, могут жить и размножаться некоторые земные микроорганизмы. О результатах проведённого эксперимента сообщили учёные из Венского университета (Австрия).

«Чёрные курильщики» на Земле являются домом для самых разнообразных живых существ.

Учёные, обработав различные научные данные с автоматических межпланетных станций (АМС) и наземных телескопов, достаточно давно пришли к интересному выводу: на некоторых спутниках газовых гигантов, таких как Юпитер и Сатурн, возможно существование подлёдного океана. Речь идёт, в первую очередь, о Европе (спутник Юпитера) и Энцелад (спутник Сатурна). На остальных лунах существование подводных океанов либо маловероятно, либо не хватает научных данных, чтоб говорить о наличии оных. Эти океаны находится в жидком состоянии благодаря теплу радиоактивного распада и приливным силам, возникающим при движении этих лун по орбите вокруг своих газовых гигантов. А там, где есть жидкая вода, возможна и жизнь, похожая на земную. Скорее всего, жизнь существует на дне этих океанов, где имеются подводные гидротермальные источники, более известные как «чёрные курильщики». А вместо фотосинтеза эти организмы могут использовать хемосинтез.

Группа учёных под предводительством Симмона Риттманна решила воспроизвести условия подлёдного океана Энцелад в своей лаборатории. А после заселить установку некоторыми видами земных микроорганизмов.

Сначала учёные воспользовались компьютерным моделированием. Это нужно было для того, чтобы точно понять следующее: с какими именно условиями столкнутся живые существа. Для моделирование были использованы научные данные, полученные знаменитой АМС NASA «Кассини», которая недавно закончила свою долгую работу на орбите «Властелина Колец». После учёные непосредственно начали эксперимент. Типы микробов, которые рассматривали исследователи, известны как метаногенные археи. Они встречаются на Земле как раз рядом с гидротермальными источниками. Исследователи, чтобы проверить навыки выживания микроорганизмов, проверили их жизнедеятельность в широком спектре условий, которые можно найти на Энцелад.

Итак, живые организмы не просто справились с недружелюбными условиями, но и начали размножаться. Даже добавление аммиака (NH3), который является токсичным веществом для многих других живых существ и защелачивает среду (увеличивает рН), и монооксида углерода (угарный газ, СО) несильно помешало этим микроорганизмам. Все эти соединения были найдены на Энцелад. Лучше всех справился с условиями подлёдного океана этого небесного тела вид Methanothermococcus okinawensis.

Потоки вещества с гейзеров спутника Сатурна Энцелад в представлении художника.

Микроорганизмы, как и ожидалось, использовали в своей деятельности водород и углекислый газ. И выделяли метан, который был обнаружен на спутнике! Конечно, пока рано говорить о том, что этот метан производят живые организмы, но факт интригующий. К сожалению, у человечества пока нет возможности узнать, что скрывают льды Энцелада или Европы. Однако теперь доказано, что жизнь там, в подлёдных океанах, может существовать. И даже если в будущем выяснится, что Энцелад «стерилен», то его можно будет заселить земными организмами, чтобы жизнь появилась ещё в одном уголке Вселенной, пусть и маленьком. Возможно, для этих целей буду использовать те самые археи (может, и генетически изменённые) рода Methanothermococcus.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.