Четверг, 25.04.2024, 15:34

Какая планета лишняя?
Главная » 2009 » Декабрь » 4 » Астрономы считают, что сверхновая SN 2007bi является новым типом "антиматериальных" звезд
04.12.2009 11:03

Сверхновая SN 2007bi. Фото с сайта universetoday.com

Сверхновая SN 2007bi не была типичной сверхновой - она было в 10 раз ярче сверхновых типа Ia, что делает ее одной из самых энергичной сверхновой  за всю историю наблюдения подобных катаклизмов. К типу Ia сверхновых  относятся звезды, чья масса составляет более 100 солнечных масс. Астрономы из Калифорнийского университета в Беркли проанализировали взрыв 2007bi , который произошел в 2007 году и обнаружили, что вполне вероятно звезда взорвалась из-за нестабильности пар. Ранее такие взрывы были теоретически предсказаны еще в 1960-х годах, но никогда напрямую не наблюдались.

Сверхновая SN 2007bi, вспыхнула в апреле 2007 года и была изучена с помощью телескопа Very Large Telescope в Чили. Хотя команда обнаружили сверхновую почти через неделю после ее пика, они смогли вычислить продолжительность кривой блеска. Затем они изучили остатки взрыва в течение следующих 555 дней.

Сверхновая SN 2007bi  находится в соседней карликовой галактики на расстоянии около 1,6 миллиарда световых лет от Земли. По оценке ученых масса звезды до взрыва составляла около двухсот солнечных масс. Массивная звезда 2007bi была очень похожа на звезды, которые существовали непосредственно перед началом Вселенной – огромные и массивные.

Авторы исследования считают, что в звезде с массой более 140 солнечных внутри ее ядра гамма-излучение ведет себя иначе, подобно свету, отличаясь от последнего только более мощной проникающей способностью. Как только энергия переступает некий критический порог, частица гамма-излучения, превращается в пару из электрона и его античастицы, позитрона. Затем  антипозитрон  вновь сталкивается с электроном, аннигилирует при этом и снова возникает пара других гамма-квантов. В результате подобных процессов в некоторый момент жизни звезды данный процесс начинает доминировать над остальными, в результате чего баланс давления внутри звезды начинает нарушается, и в итоге она взрывается. Но взрыв разносит в клочья не только внешний слой звезды, но и его ядро, так что компактного остатка в виде черной дыры или нейтронной звезды не образуется.