Четверг, 25.04.2024, 22:57

Какая планета лишняя?
Главная » 2018 » Июнь » 7 » Ультрафиолетовый свет делает невидимые галактики видимыми
07.06.2018 21:34

Ультрафиолетовый свет делает невидимые галактики видимыми

Исследователи из Цюриха при помощи такого же эффекта, какой дает лампа черного света или лампа Вуда, смогли идентифицировать потенциально темные беззвездные галактики. И они считают, что это поможет закрыть один из пробелов в эволюционной теории нашей Вселенной.

Так могут выглядеть невидимые объекты, снятые инструментом MUSE. Фото ESO

Группа исследователей обнаружила новые признаки галактик без звезд, то есть темных галактик в ранней вселенной. При этом они использовали эффект, известный как эффект черного света: свободный водород в темных галактиках, из которого впоследствии возникнут первые звезды галактики, флуоресцирует под ультрафиолетовым светом близких квазаров. Проводившиеся до сих пор измерения в узких диапазонах длины волн позволяли лишь предположить, что потенциальные галактики такого вида остаются темными. Но с помощью нового инструмента измерения в более широком диапазоне электромагнитного спектра показали, что наблюдаемые галактики действительно не имеют в своем составе звезд. Подтверждение существования темных галактик сможет стать дополнительным обоснованием современного понимания возникновения галактик и позволит закрыть пробел в их эволюции.

Рабочая группа Раффаэлы Анны Марино из Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе описала в издании Astrophysical Journal, как они использовали для этого данные спектрометра MUSE. Спектрометр, используемый с 2004 года в Южной Европейской обсерватории ESO в Чили, с одной стороны, обеспечивает получение больших форматных снимков с высоким разрешением, а с другой – точно фиксирует спектры источников света. Другие инструменты для поиска темных галактик совершенно непригодны, так как они осуществляют измерения лишь в узких полосах частот и не могут исключить многочисленные альтернативные объяснения наблюдаемого. С помощью спектрометра MUSE астрономы надеются в ближайшие годы решить и другие загадки, касающиеся возникновения галактик, а также, например, исследовать окрестности сверхмассивных черных дыр, расположенных в соседних с нами галактиках.

Принятые модели возникновения галактик предусматривают существование галактик, в которых пока еще не светятся звезды, но которые преимущественно состоят из газообразного водорода. Из этого газа на следующих этапах развития возникают и звезды такой галактики. Характерно, что и во вселенных, смоделированных при помощи суперкомпьютеров, обнаруживаются такие же темные галактики, как ранняя стадия их развития. И вот теперь впервые появились данные наблюдений потенциально темных галактик, которые подтверждают правильность таких моделей.

Как показывают измерения и расчеты команды, темные галактики возникли уже через 1,7 миллиарда лет после Большого взрыва, то есть примерно на миллиард лет раньше, чем все предыдущие кандидаты на роль соответствующего звена в эволюции вселенной. Наблюдения постепенно сложились в ряд, соответствующий основам существующей теории возникновения галактик и космологии, так как в них содержится мощное подтверждение предсказываемой до сих пор теоретически стадии раннего галактического развития уже в реальных условиях просторов