Четверг, 28.03.2024, 21:42

Наше Солнце это?
Главная » 2011 » Февраль » 24 » Ученые обнаружили у звезды Т Хамелеона «зародыш» молодой планеты или коричневого карлика
24.02.2011 17:48

Ученые из Европейской южной обсерватории (ESO) обнаружили у звезды Т Хамелеона объект, являющийся «зародышем» молодой планеты или коричневого карлика, который оставляет в протопланетном пылевом диске характерную «колею».

Газопылевой диск вокруг звезды Т Хамелеона глазами художника. Иллюстрация ESO/L. Calcada.

Современные теории образования планетных систем предполагают, что звезда и планеты формируются из одного и того же газопылевого облака. Обычно на образование звезды уходит не вся его материя, и из «остатков» начинают формироваться планеты. Они образуются по тому же принципу, что и звезда: постепенно растущие тела собирают на себя окружающие пыль и газ.

В своем новом исследовании астрономы наблюдали звезду Т Хамелеона, удаленную от Земли на расстояние 350 световых лет, с помощью интерферометра, установленного на  массиве телескопов VLT обсерватории ESO в Чили. Возраст Т Хамелеона, по оценке ученых,  составляет около семи миллионов лет, то есть это очень молодая звезда. Астрономы обнаружили вокруг нее толстый газопылевой диск – остаток от рожденной звезды, удаленный на 20 миллионов километров от нее. На расстоянии одного миллиарда километров от Т Хамелеона, чуть дальше, чем Юпитер находится от Солнца, ученые обнаружили в диске кольцевидную  «колею», появление которой они связывают с формирующейся планетой, хотя и не исключают возможности образования  коричневого карлика (к последним относят субзвездные объекты с массой в диапазоне 0,012-0,08 массы Солнца, так сказать, промежуточные объекты между легкими звездами и тяжелыми планетами, которые слишком малы для запуска реакций термоядерного синтеза, характерного для звезд).  Пока точно определить, что именно за объект обращается вокруг Т Хамелеона, ученые не могут, так как  современная техника не позволяет (за исключением единичных случаев) непосредственно наблюдать планеты.

Как отмечают ученые, это первый случай обнаружения такого объекта в  «прорези»  пылевого диска молодой звезды, и исследователи планируют продолжить его изучение.