Среда, 24.04.2024, 05:39

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2011 » Май » 1 » Ученые обнаружили электрическую связь между Сатурном и Энцеладом
01.05.2011 08:29

Ученые обнаружили электрическую связь между Сатурном и Энцеладом

С помощью космического зонда «Кассини»  ученые  обнаружили  электрическую связь между Сатурном и его спутником Энцеладом.

Взаимодействие электрической связи между системой Энцелад-Сатурн . Иллюстрация NASA / JPL / JHUAPL / University of Colorado / Central Arizona College / SSI.

Действие электрической связи в системе  Энцелад-Сатурн. Иллюстрация NASA / JPL / JHUAPL / University of Colorado / Central Arizona College / SSI.

Энцелад находится на орбите в 237 378 километрах от Сатурна. Диаметр спутника - около 500 километров; открыт он был 28 августа 1789 года Уильямом Гершелем. Энцелад знаменит тем, что  обладает самой высокой отражающей способностью в Солнечной системе: около 90%. Учёные связывают этот факт с тем, что на его поверхности находится только чистый лёд. Помимо этого, Энцелад является геологически активной луной Сатурна:  на его поверхности ученые обнаружили так называемые «тигровые полосы»  - четыре гигантские трещины, расположенные в районе южного полюса спутника, из которых происходят мощные выбросы струй водяного пара и частиц льда и пыли на сотни километров от поверхности.

В своем исследовании международная команда ученых из США, Италии и Великобритании обработала данные, полученные с помощью зонда «Кассини» начиная с 2008 года. Именно тогда аппарат зарегистрировал у Энцелада пучки электронов и ионов, ориентированные по линиям магнитного поля. Анализ данных показывает, что поток энергии электронного пучка достаточен для того, чтобы давать хотя и слабое, но различимое свечение на другом конце «провода» - сатурнианских магнитных линиях.

В квадрате авроральный след Энцелада на северном полюсе Сатурне. Конечно, след выглядит намного уступает «обычному» авроральному овальному свечению Сатурна. Данные сделаны с промежутком в 80 минут. Иллюстрация NASA / JPL / University of Colorado / Central Arizona College

В квадрате авроральный след Энцелада на северном полюсе Сатурна. Конечно, след намного уступает «обычному» авроральному овальному свечению Сатурна. Снимки сделаны с промежутком в 80 минут.  Иллюстрация NASA/JPL/University of Colorado/Central Arizona College.

Продолжая изучать поступающие с аппарата данные, специалисты с помощью прибора UVIS (ультрафиолетовый спектрограф) обнаружили след в ионосфере Сатурна: вытянутую область размером 1 200 на 400 км (сравнима с площадью Швеции) в северном полушарии планеты,  однако отыскать аналогичную площадку на южной половине газового гиганта не удалось. По своей яркости северное свечение, разумеется, существенно уступает «обычному» авроральному овальному свечению Сатурна.

К слову, существование связывающего Сатурн и Энцелад потока заряженных частиц не стало сюрпризом для ученых-теоретиков. Похожим образом Юпитер связан со своим спутником Ио. Причиной подобной связи  считаются вулканические процессы. В случае с Энцеладом это, скорее всего, именно его гейзеры.