Вторник, 23.04.2024, 17:09

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2011 » Июнь » 18 » Сверхмассивные черные дыры были широко распространены в ранней Вселенной
18.06.2011 07:31

Сверхмассивные черные дыры были широко распространены в ранней Вселенной

С помощью рентгеновской обсерватории «Чандра» астрономы обнаружили первые свидетельства того, что сверхмассивные черные дыры, которые проживают в центрах галактик, были широко распространены в ранней Вселенной.

Рентгеновский снимок участка неба CDFS, совмещенный с данными «Хаббла». Справа показаны результаты сложения рентгеновских данных по отдельным удаленным источникам. Фото NASA/STScI/UC Santa Cruz/G.Illingworth et al; Optical: NASA/STScI/S.Beckwith et al.

В рамках специального проекта Chandra Deep Field South (CDFS) и Chandra Deep Field North (CDFN)  космическая рентгеновская обсерватория «Чандра» в общей сложности в течение девяти недель занималась поиском черных дыр в дальних галактиках на расстоянии, соответствующем возрасту Вселенной всего 800-950 миллионов лет. Также к проекту были подключены наблюдения в видимом и инфракрасном диапазоне с космического телескопа «Хаббл».

Объединив данные «Хаббла» и «Чандры», ученые обнаружили, что более  трети наблюдаемых галактик уже содержат в себе быстро растущие сверхмассивные черные дыры, которые видны как источники рентгеновского излучения, являющегося, как полагают ученые, следствием процессов поглощения материи сверхмассивными черными дырами в центрах молодых галактик. При экстраполяции этих результатов на всю площадь неба ученые подсчитали, что в молодой Вселенной уже находилось как минимум до 30 миллионов сверхмассивных черных дыр, что превышает предыдущие оценки в десять тысяч раз. Кроме того, темпы роста этих «младенцев» оказались в сто раз выше, чем ранее предсказывали теории.

«До настоящего времени мы не знали, какую функцию выполняли черные дыры в молодых галактиках и существовали ли они вообще. Теперь мы уверены: они существуют; более того, они растут как грибы», - говорит руководитель исследования Эзекиль Трейстер из Гавайского университета. Ученые отмечают, что это открытие не только подтверждает гипотезу о взаимосвязи развития галактики и черной дыры в ее центре, но и позволяет говорить о том, что такая взаимосвязь существовала уже на заре эволюции Вселенной.