Четверг, 28.03.2024, 16:31

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2011 » Апрель » 2 » Столкновения с кометами и астероидами делают кольца Сатурна и Юпитера волнистыми
02.04.2011 07:33

Падение комет и астероидов на планеты-гиганты нашей Солнечной системы, такие как Юпитер и Сатурн, оставляют на их кольцах волнообразные следы, по которым даже спустя несколько десятилетий можно восстановить хронологию событий. О влиянии малых тел Солнечной системы написали сразу два коллектива ученых, исследовавших кольца гигантов.

Сатурн. Фото CICLOPS

Сатурн. Фото CICLOPS.

В первом проекте группа ученых под руководством Мэтью Хэдмана из Корнельского университета в США провела детальное изучение снимков колец Сатурна, сделанных космическим аппаратом  «Кассини» в 2009 году в условиях, когда Солнце подсвечивало кольца практически «с ребра». Уникальные параметры освещения дали исследователям возможность обнаружить светлые и темные полосы в кольце С.

Ученые предположили, что частицы, формирующие кольца планеты, были выведены из равновесия столкновением с неким объектом. В результате этого столкновения различные участки кольца начали «качаться» вверх-вниз. Постепенно протяженность этих участков уменьшалась - спираль ряби начала все сильнее закручиваться. Это позволило ученым предположить, что чем мельче наблюдаемые колебания колец, тем раньше произошло событие, их вызвавшее.

Проведя детальный анализ, исследователи пришли к выводу, что в 1983 году произошло столкновение Сатурна с кометой массой от 100 до 10 000 миллионов тонн, которая в результате гравитационного воздействия на нее разрушилась, и ее обломки оставили след в кольце С и, скорее всего, в более удаленном от центра планеты кольце D. В 1983 году Сатурн  был недоступен для наблюдения с Земли, поэтому прямых свидетельств этого столкновения у астрономов нет.

Вторая группа ученых под руководством Марка Шувальтера из Института поиска внеземного разума в Калифорнии опубликовала статью, в которой описано исследование колец другого газового гиганта - Юпитера. Его кольца не так развиты, как у Сатурна, и были обнаружены по единственному снимку, сделанному космическим аппаратом «Вояджер-1». Рябь в кольцах Юпитера зафиксировали сначала в 1996 и 2000 годах по снимкам от «Галилео», а затем в 2007 году - по кадрам, сделанным пролетавшим мимо Юпитера к Плутону аппаратом New Horizons.

Три стадии эволюции «волн». Иллюстрация Science/AAAS

Три стадии эволюции «волн». Иллюстрация Science/AAAS.

Расчеты показали, что волнообразные следы, оставленные в кольцах Юпитера, вероятнее всего являются результатом столкновения их с кометами, которые произошли  в январе-июне 1990 года и июле-октябре 1994 года. Именно в июле 1994 года на Юпитер упала комета Шумейкеров-Леви.

Ученые собираются продолжить изучение поступающих с «Кассини» снимков колец с тем, чтобы попытаться обнаружить более древние следы столкновений. Помимо этого, колебания частиц колец планет-гигантов зависят от гравитационного поля, создаваемого в том числе и ядром планеты. Поэтому изучение этой ряби может дать новую информацию о структуре и свойствах недр Сатурна и Юпитера.