Пятница, 29.03.2024, 13:25

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2014 » Сентябрь » 23 » Спиральная галактика NGC 7793 с микроквазаром
23.09.2014 09:47

Спиральная галактика NGC 7793 с микроквазаром

Новое изображение от космического телескопа «Хаббл» демонстрирует нам спиральную галактику NGC 7793 с микроквазаром.

Спиральная галактика NGC 7793.

Спиральная галактика NGC 7793.Фото ESA/Hubble & NASA/ D. Calzetti (University of Massachusetts) and the LEGUS Team

Спиральная галактика NGC 7793 находится на расстоянии около 13 миллионов световых лет от Земли в созвездии Скульптор. Является самым ярким членом гравитационно-несвязанной группы галактик, так называемой «Группа Скульптора» - одной из самых близких групп галактик к Местной группе галактик, в которую входят галактики Млечный Путь, Андромеда (M31), Треугольник (М33) и еще около 50 галактик. Открыл галактику  NGC 7793 14 июля 1826 года английский астроном Джеймс Данлоп.

В отличие от большинства спиральных галактик NGC 7793 не имеет ярко выраженной спиральной структуры – её форму путают темной полосы пыли, которые тянутся по всему кадру.

Хотя галактика выглядит спокойной и красивой на самом деле это не так, Так в 2010 году астрономы обнаружили в ней мощный микроквазар - систему, содержащую черную дыру, которая  активно питаясь материалом от своей звезды-компаньона.  Эта черная дыра, имея массу  около  десяти масс Солнца, представляет собой реальную миниатюрную версию гигантских квазаров в центрах радиогалактик массой в несколько миллионов масс нашего Солнца.

Как известно, черные дыры выделяют огромное количество энергии в процессе поглощения материи. Считается, что большая часть этой энергии выделяется в форме излучения, главным образом, рентгеновского. Однако исследования показали, что некоторые черные дыры могут высвобождать столько же или даже больше энергии в виде струй быстро движущихся частиц – так называемых джетов. Эти быстрые струи врезаются в окружающий их газ, разогревая его и запуская процесс его расширения в так называемый пузырь. Наблюдения за микроквазаром в NGC 7793 помогло астрономам вычислить общую скорость, с которой черная дыра нагревает свои окрестности. Диаметр «надувшегося» в результате активности микроквазара газового пузыря составляет около тысячи световых лет. Раздувается пузырь со скоростью почти 1 миллион километров в час.