Четверг, 18.04.2024, 08:08

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2013 » Декабрь » 29 » Самые интересные события и открытия 2013 года
29.12.2013 16:03

Самые интересные события и открытия 2013 года

Вот и подходит к концу 2013 год. Время подводить итоги и озвучить самые интересные события и открытия уходящего года.

Марсоход Curiosity в представлении художника. Иллюстрация: NASA/JPL-Caltech

Пожалуй, мы начнем с открытий американского марсохода Curiosity, который уже второй год работает на поверхности Марса. В марте представители NASA опубликовали результаты первого анализа образцов марсианской породы. По словам ученых, небольшой буровой инструмент марсохода совершил революцию, а также дал ученым положительный ответ на вопрос, который стоял перед миссией Curiosity: могла ли окружающая среда на Марсе быть пригодной для жизни?

6 августа, закончился первый год работы американского марсохода Curiosity на поверхности Красной планеты. За первый год работы на Марсе марсоход проделал много работы, в частности передал свыше 190 Гигабит данных, отправил более 70 тыс. изображений, проехал около 1,6 км, пробурил поверхность Марса, сделал 75 тысяч лазерных выстрелов по 2 тыс. целям и др.

К сожалению, марсоход не обнаружил метана на Марсе: наблюдения марсохода с октября 2012 года по июнь 2013 года не выявили следов этого газа. Учитывая чувствительность лазерного спектрометра, и то, что он не обнаружил метан, позволяет ученым предположить, что если метан и есть, то совсем в маленьком  количестве, не более 1,3 части на миллиард, что в шесть раз меньше, чем показывали более ранние исследования.

В начале декабря ученые обнаружили доказательства существования пресноводного озера в кратере Гейла. Специалисты исследовали данные, полученные в результате анализа марсианского порошка, взятого после бурения грунта в регионе под названием "Yellowknife Bay". Присутствие озера подтверждается тем, что исследуемые образцы грунта содержали следующие элементы: кислород, водород, фосфор, азот, сера и углерод.

Подъем самого большого фрагмента метеорита "Челябинск". Фото: gubernator74.ru

15 февраля в Челябинской области упал 17-ти метровый метеорит, который в последствии получил имя "Челябинск". Основной удар взрывной волны пришелся на жителей города Челябинск: были повреждены здания, более 1 тыс. человек обратились за медицинской помощью. В результате расчетов траектории и времени падения астрономы установили, что он является отколовшимся фрагментом астероида 2011 EO40. Обломок, скорее всего отделился от 2011 EO40 в результате космического столкновения или некого гравитационного воздействия около 20-40 тысяч лет назад.

16 октября со дна озера Чебаркуль, куда упал метеорит, водолазы подняли самый большой фрагмент метеорита "Челябинск" весом более 570 килограммов.

Kepler-37b в представлении художника. Иллюстрация: NASA

С помощью космического телескопа "Кеплер" открыта самая маленькая экзопланета, которая не превышает размеров Меркурия. Новая экзопланета была обнаружена во время наблюдений за системой Kepler-37 и получила название Kepler-37b. Располагается на расстоянии около 210 световых лет от Земли в созвездии Лиры.

Комета ISON. Фото: Damian Peach

Не перенесла встречи с Солнцем комета C/2012 S1 (ISON) - во время прохождения перигелия комета разрушилась. 18 декабря, с помощью космического телескопа "Хаббл" астрономы занимались поисками кометы C/2012 S1 (ISON). Но к сожалению, никаких следов кометы обнаружено не было. На изображениях находятся лишь следы некоторых звезд, галактик и других объектов.

Но то, что "Хаббл" не увидел комету ещё не означает, что она вовсе исчезла. Скорее всего, сейчас ISON - это диффузный газ и пыль, а также очень маленькие обломки.

Напомним, что комета ISON была открыта 21 сентября 2012 года астрономом Виталием Невским из Белоруссии и российским астрономом Артемом Новичонком. Согласно ранним оценкам, яркость кометы могла достичь яркости полной Луны, но к сожалению, этого не случилось.

Астрономы из обсерватории ISON-MN сообщили, что в октябре 2014 года на Марсе может произойти катастрофа планетарного масштаба: комета C/2013 A1 может врезаться в поверхность планеты, во время сближения. Согласно расчетам астрономов C/2013 A1 пролетит мимо Марса 19 октября 2014 года на расстоянии около 100 тысяч километров от поверхности планеты. Вероятность столкновения мала, но тем не менее комета может врезаться в поверхность Красной планеты со скоростью 56 км/с. Энергия взрыва достигнет 20 млрд. мегатонн. В итоге, комета оставит после себя кратер диаметром 500 километров.

Радиационные пояса Земли. Изображение: NASA/Van Allen Probes/Goddard Space Flight Center

Группа ученых обнаружила новый радиационный пояс у Земли. Открытие было сделано с помощью пары зондов RBSP, запущенных 30 августа 2012 года. Радиационные пояса или пояса Ван Аллена (астрофизик, открывший наличие таких поясов у Земли) - это область магнитосферы планеты, которая служит неким "космическим щитом".

Грузовой корабль Cygnus. Фото: NASA TV

В этом году хорошо себя проявила частная космонавтика. 18 сентября к МКС стартовала ракета-носитель с грузовым кораблем Cygnus на борту. 29 сентября "космический грузовик" успешно пристыковался к станции.

Космический грузовой корабль Cygnus разработан корпорациями Orbital Sciences и Thales Alenia Space по коммерческому заказу NASA. Корабль состоит из двух модулей цилиндрической формы: отсека полезного груза и оборудованного солнечными батареями приборно-агрегатного отсека. Стандартная версия модуля, имеет внутренний объем 18,9 кубических метров и может брать на борт грузы общей массой до 2 тонн.

Суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo во время испытательного полета. Фото Virgin Galactic

Компания Virgin Galactic провела очередные летные испытания корабля SpaceShipTwo, который в будущем должен будет осуществлять коммерческие суборбитальные рейсы. Был осуществлен один из важнейших этапов испытания, в ходе которого аппарат впервые включил в полете собственные двигатели.

Снимок аппарата "Марс-3", полученный орбитальной спутником MRO 10 марта 2013 года. Изображение: NASA/JPL-Caltech/Univ. of Arizona

Российский любитель космонавтики Виталий Егоров обнаружил на снимках марсианской поверхности потерянный советский спускаемый аппарат "Марс-3".

Гамма-всплеск GRB 130427A в оптическом диапазоне. Фото: L.Elenin / ISON-NM

27 апреля в 11:47 мск, космическая обсерватория "Свифт" зарегистрировала самый яркий за последние пять лет гамма-всплеск.

Процесс формирования галактики глазами художника. Иллюстрация: NASA

С помощью компьютерного моделирования ученые озвучили новую версию формирования галактик. Стандартная модель формирования галактик говорит о том, что охлаждаясь, горячий газ "опускается" в центр галактики. Газовые облака сталкивались друг с другом, образуя ударные волны, которые нагревали газ. Затем он охлаждался и "опускался" к центру галактики. В дальнейшем начинались процессы звездообразования. В этой теории процесс формирования галактики проходит довольно долго (до 8 миллиардов лет).

Ученые провели исследование, которое говорит о том, что газ не нагревается, а сразу попадает в центр галактики, таким образом процесс формирования проходит намного быстрее.

Следы аппарата "Луноход-2" и "девятого колеса" на поверхности Луны

Советский аппарат "Луноход-2" проехал по поверхности Луны 42 километра, а не 37, как считалось ранее.: группа ученых провела анализ снимков, на которых был изображен путь, пройденный луноходом. Изображения были получены американским зондом LRO с детализацией 20 см на пиксель и 50 см на пиксель. Такого разрешения вполне хватило для расчетов. Результаты исследования показали, что "Луноход-2" проехал на 5 километров больше, чем считалось ранее.

Зона 51. Фото с сайта news.discovery.com

ЦРУ признало существование Зоны 51, но к инопланетянам она никого отношения не имеет. Недавно рассекреченные документы ЦРУ подтверждают существования знаменитой Зоны 51 в Неваде, США, но сторонники теории заговора будете разочарованы, агентство не представляет никаких доказательств фактов крушения инопланетного корабля около города Розуэлл в штате Нью-Мексико, в июле 1947 года.

Иллюстрация балджа галактики Млечный путь глазами художника. Изображение: ESO/NASA/JPL-Caltech/M. Kornmesser/R. Hurt

Ученые опубликовали данные о форме и происхождении балджа нашей галактики. Изучением балджа Млечного пути занимались две группы астрономов. В результате исследования, была построена трехмерная карта нашей галактики.

"Вояджер-1". Фото: NASA

В сентябре представители NASA сообщили, что межпланетный зонд "Вояджер-1" покинул Солнечную систему и перешел в межзвездное пространство.

Маневр зонда LADEE в представлении художника. Иллюстрация: NASA Ames/Dana Berry

7 сентября, был осуществлен запуск-ракеты-носителя "Минотавр-5" с лунным зондом LADEE на борту. Об этом сообщают представители американского космического агентства NASA. 383-килограммовый аппарат LADEE был собран в Исследовательском центре Эймса, расположенном в штате Калифорния. Его целью является исследование тонкой атмосферы Луны, а также изучение пыли, расположенной на её орбите. На борту зонда установлены: нейтральный и ультрафиолетовый спектрометры, а также датчики пыли. Во второй половине ноября зонд приступил к своей основной миссии.

Траектория движения зонда "Мангальян". Изображение: ISRO

5 ноября, был осуществлен успешный запуск ракеты-носителя PSLV-C25 с первым индийским марсианским зондом "Мангальян" на борту. 1 декабря, индийский зонд "Мангальян" совершил маневр, в результате которого он вышел на орбиту, по которой достигнет Марса.

Зонд "Мангальян" представляет из себя 1350-килограммовый аппарат, на борту которого установлены научные приборы, такие как анализатор давления, спектрометр, инструменты для поиска метана и другие. Стоимость зонда составила 25 миллиона долларов.

Цели миссии, которая получила название "Mars Orbiter Mission" (MOM) подразделены на "технологические" и "научные". К первым относится отработка космической связи, навигации, управление, включение автономных функций для урегулирования нештатных ситуаций и др. К научным целям миссии относится исследование поверхности, минералогии и атмосферы планеты.

Межпланетный зонд MAVEN. Фото: Lockheed Martin

18 ноября, был осуществлен успешный запуск ракеты-носителя "Атлас-5" с межпланетным зондом "MAVEN" на борту. Межпланетный зонд MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN - "Эволюция атмосферы и летучих веществ на Марсе") необходим, как следует из названия, для изучения эволюции атмосферы Марса, а именно причин её исчезновения. Свои исследования аппарат будет проводить с помощью восьми установленных на борту инструментов.

Как предполагают учёные, MAVEN поможет им выяснить, куда делась атмосфера Красной планеты, которая в прошлом могла удерживать воду в жидком виде. Кроме того, орбитальный зонд будет использоваться для ретрансляции сигналов, отправленных марсоходами Curiosity и Opportunity. Согласно оценкам специалистов зонд будет функционировать до 2023 года, после чего у него закончится топливо, и, скорее всего, он будет сведен с орбиты и разбит о поверхность Марса.

Спускаемый аппарат Чанъэ-3. Фото: CNSA/Синьхуа

1 декабря, был осуществлен запуск ракеты-носителя "Великий поход-3B" с китайским исследовательским аппаратом "Чанъэ-3" на борту. 14 декабря в 17:11 мск, космический аппарат Чанъэ-3 успешно прилунился в Море Дождей (планировалось, что посадка произойдет в Заливе Радуги). На следующий день в 04:35 по местному времени (00:35 мск) луноход "Юйту", находившийся на космическом аппарате, спустился на поверхность Луны.

120-килограммовый "Юйту" сможет передвигаться по лунной поверхности со скоростью до 200 метров в час. Помимо этого, он может преодолевать препятствия, имеющие 30-ти градусный уклон. Луноход займется исследованием площади лунной поверхности площадью около трех квадратных километров. Запланированное время исследования составляет 3 месяца.

Ракета-носитель "Союз-2.1в" на стартовой площадке космодрома Плесецк. Фото: Минобороны РФ

И наконец, достижение в российской космонавтике: 28 декабря был осуществлен первый запуск ракеты-носителя "Союз-2.1в" с блоком выведения "Волга" и космическим аппаратом "Аист".

"Союз-2.1в" - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса. Была разработана ФГУП «ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" на базе ракеты-носителя "Союз-2.1б". Двигателем центрального блока ракеты является жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла НК-33-1 [1], который обладает большей тягой, по сравнению с двигателем у ракеты-носителя "Союз-2.1б". Рулевым выступает жидкостный ракетный двигатель РД0110Р. "Союз-2.1в" сможет выводить на орбиту космические аппараты массой около 2800 килограммов.

Все вышеперечисленное - лишь малая часть того, что произошло в 2013 году. Будем надеяться, что в грядущем 2014 году мы станем свидетелями ещё большего количества событий в области астрономии и космонавтики.