Четверг, 25.04.2024, 16:01

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2011 » Ноябрь » 17 » Радиотелескоп APEX заглянул в туманность Киля
17.11.2011 12:48

Радиотелескоп APEX заглянул в туманность Киля

С помощью миллиметрового радиотелескопа APEX (Atacama Pathfinder Experiment) международная группа астрономов заглянула в туманность Киля (NGC 3372), чтобы оценить размеры и массу этой гигантской «фабрики звезд», а также составить карту молекулярных облаков в туманности. NGC 3372 представляет собой область активного звездообразования, которая служит колыбелью некоторых из самых массивных звезд нашей Галактики и является идеальной лабораторией для исследования взаимодействия между молодыми звездами и породившими их молекулярными облаками. Об этом сообщает сайт Европейской южной обсерватории (ESO, European Southern Observatory).

Изображение показывает наблюдения радиотелескопа APEX (оранжевые тона), объеденное с наблюдениями в видимом диапазоне. Фото ESO/APEX/T. Preibisch et al. (Submillimetre); N. Smith, University of Minnesota/NOAO/AURA/NSF (Optical)

Изображение показывает наблюдения радиотелескопа APEX (оранжевые тона), объединенное  с наблюдениями в видимом диапазоне. Фото ESO/APEX/T. Preibisch et al. (Submillimetre); N. Smith, University of Minnesota/NOAO/AURA/NSF (Optical).

Туманность Киля, или NGC 3372, представляет собой  эмиссионную  туманность, которая состоит из ионизированного водорода и находится на расстоянии около 7500 световых лет от Земли в созвездии Киль. Ее диаметр составляет примерно 150 световых лет, она в несколько раз больше всем известной туманности Ориона. Поэтому, несмотря на то, что туманность Киля в несколько раз дальше, чем туманность Ориона, ее видимый размер на небе примерно такой же.

Внутри туманности находятся такие туманности, как Гомункулус, Замочная Скважина, а также несколько рассеянных звездных скоплений. В  NGC 3372 находится известная взрывная переменная звезда эта Киля, а также более десятка крупных звезд, масса которых в 50-100 раз превышает массу нашего Солнца.  Кроме того, в туманности была обнаружена самая яркая звезда нашей Галактики - сверхгигант HD 93129A. Многие районы этого участка космоса закрыты от взгляда астрономов густыми облаками холодной космической пыли.

Чтобы заглянуть вглубь туманности, группа ученых под руководством Томаса Прайбиша (Thomas Preibisch) из Астрономической обсерватории Мюнхенского университета (Германия) использовала радиотелескоп APEX. В результате проведенных исследований ученые нашли в туманности Киля не только облака, но и большое количество молодых и только формирующихся звезд, чья общая масса приближается к 25 тысячам солнечных.

Помимо прочего ученые смогли составить карту туманности с разрешением в 0,65 световых лет на пиксель. По расчетам ученых, общая масса обнаруженной космической пыли и холодного межзвездного газа в туманности составляет примерно 60 тысяч солнечных, а учитывая ранее открытые газопылевые облака - около 140-280 тысяч масс Солнца. Ученые предполагают, что большая часть газа в туманности находится в молекулярной форме. С другой стороны, исследователи зафиксировали следы атомарного водорода, общая масса которого может доходить до 50% от массы туманности.

Однако только часть
(около 10%) газа и пыли в туманности Киля образует достаточно плотные облака для того, чтобы сгуститься и дать в ближайшем будущем (по астрономическим меркам, в течение миллиона лет) начало новым звездам. В более отдаленной перспективе мощное влияние массивных звезд, уже находящихся внутри облаков, может ускорить процесс звездообразования. При этом новое поколение звезд будет намного меньше своих предшественников из-за относительно небольших масс ныне существующих газопылевых облаков в туманности Киля.