Четверг, 28.03.2024, 16:19

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2018 » Май » 31 » Открытия вокруг туманности Тарантул
31.05.2018 19:38

Открытия вокруг туманности Тарантул

Европейская южная обсерватория ESO опубликовала новую панораму окружения туманности Тарантул - удаленного от нас примерно на 160 тысяч световых лет региона звездообразования в Большом Магеллановом облаке. Здесь располагаются многочисленные звездные скопления, светящиеся газовые облака и остатки взрывов сверхновых. А вся представленная панорама составлена из фрагментов данных, собранных телескопом VLT Survey Telescope.

Вид Большого Магелланова облака с туманностью Тарантул (вверху). Фото ESO

Туманность Тарантул – это регион звездообразования, о котором следует говорить только в превосходной степени: с диаметром более 1 тысячи световых лет, туманность представляет собой наибольшие и при этом наиболее турбулентные звездные ясли в нашем галактическом окружении. Эта туманность является частью Большого Магелланова облака, галактики-спутника нашего Млечного пути, расположенной в 160 тысячах световых лет от Земли в созвездии Золотая Рыба. Отсюда пошло и другое название этого региона:  30 Doradus. А Dorado на латинском – это как раз обозначение Золотой рыбы, то есть 30 Золотой Рыбы.

На представленном новом виде региона вокруг туманности Тарантул саму туманность можно увидеть в верхней части изображения. Снимок составлен по результатам наблюдений с помощью телескопа VLT Survey Telescope  Южной Европейской обсерватории в Чили, которая является частью Паранальской обсерватории. В центре туманности Тарантул расположилось звездное скопление NGC 2070, в центральной части которого видно обозначенное каталожным номером R136 скопление звезд, причисляемых к наиболее массивным и ярким звездам из всех известных вообще. Энергия, которую излучают эти молодые солнца, и обеспечивает эффект столь яркого свечения туманности Тарантул. Кстати, открыта была эта туманность французским астрономом Никола-Луи де Накайлем в 1751 году.

Неподалеку от центрального звездного скопления туманности Тарантул располагается Hodge 301 – еще одно, но значительно более старое скопление звезд. Не менее 40 его звезд уже взорвались и превратились в супернова. Правда, массивные звезды имеют в своем распоряжении намного больше горючего, чем, к примеру, наше Солнце, но обходятся с ним слишком расточительно: «жизнь» такого звездного гиганта нередко длится лишь несколько миллионов лет, в то время как звезды, похожие на  Солнце, могут светить многие миллиарды лет. На окраине туманности Тарантул в 1987 году астрономы могли наблюдать вспышку сверхновой SN 1987A.

Но и окрестности этой могучей области рождения звезд тоже могут предложить немало интересного. Слева от туманности Тарантул, например, можно увидеть светлое открытое звездное скопление NGC 2100. В его центральном секторе звезды светятся больше голубым цветом, по краям же они кажутся скорее красноватыми. Это скопление звезд в 1826 году открыл шотландский астроном Джеймс Данлоп, который производил тогда свои наблюдения из Австралии при помощи 23-сантиметрового зеркального телескопа.

Наконец, почти в центре картинки расположилась еще одна туманность с «утопленным» в ней звездным скоплением: NGC 2074. Если присмотреться повнимательнее, то в туманности можно рассмотреть темную структуру, напоминающую морского конька - «Морской конек Большого Магелланова облака». Структура из темной пыли протянулась на целых 20 световых лет. Но на протяжении нескольких миллионов лет она, вероятно, полностью исчезнет – будет сдута излучением и звездными ветрами в этом регионе.

VLT Survey Telescope представляет собой 2,6-метровый телескоп с активной оптикой, которая обеспечивает во время наблюдений точнейшее позиционирование зеркала. Примечательно, что современная оптика способна практически отфильтровывать беспокойство воздуха атмосферы. В сердце телескопа находится 770-килограммовая Omega CAM, состоящая из 32 CCD-детекторов, с помощью которых можно составлять изображения с разрежением до 256 мегапикселей.