Четверг, 18.04.2024, 19:14

Сколько Вам лет?
Главная » 2018 » Декабрь » 18 » Необычное рождение двойной звезды
18.12.2018 20:37

Необычное рождение двойной звезды

Звезда вместо планеты: астрономы наблюдают за совершенно новой формой образования двойной звезды. При этом вторая звезда двойной системы образуется в пылевом диске своего большего партнера - точно так же, как образуются газовые планеты-гиганты. До сих пор оставалось непонятным, могут ли при фрагментировании протопланетного диска образовываться и звезды. И вот наблюдения с помощью телескопа ALMA впервые подтвердили реальность такого процесса.

Астрономы впервые наблюдают звезду, которая образуется в пылевом диске своего большого партнера. © J. D. Ilee / University of Leeds

Большинство звезд в космосе имеют близкого партнера, и они образуют системы двойных звезд, а проще - двойные звезды. И наше Солнце тоже в далекие-далекие времена могло возникнуть, как часть такой звездной пары. Когда газ и пыль в звездных колыбелях переживают под действием собственной силы тяжести коллапс, такие центры звездообразования очень часто располагаются столь близко друг к другу, что молодые новорожденные звезды притягиваются друг к другу и образуют пары. Астрономы даже выдвигают предположение, что почти все звезды изначально рождались в варианте 2 в 1, и лишь позднее некоторым из них удается «развестись».

Взгляд в звездные ясли

И вот теперь астрономы группы Джона Айли из университета Лидса открыли звездную пару, которая коренным образом противоречит общепринятому сценарию звездообразования. Здесь, вместо того, чтобы образоваться одновременно, как близнецы, вторая звезда оказывается как бы плодом своего более массивного партнера. Обнаружили исследователи столь неожиданную картину с помощью инструмента Atacama Large Millimetre/submillimetre Array (ALMA).

Антенны этого микроволнового телескопа помогли астрономам повнимательнее присмотреться к удаленной на 11 тысяч световых лет звезде G11.92{0.61 MM1. Эта массивная и еще очень молодая звезда окружена пространным диском из пыли и газа. Он простирается на 120 астрономических единиц в космическое пространство и содержит, как подсчитали астрофизики, от 30 до 60 солнечных масс материала.

Необычная пара

Но необычным здесь оказалось то, что на краю пылевого диска обнаружили второй, более слабый источник излучения. Более тщательный анализ показал, что здесь речь идет об еще одной молодой звезде - значительно меньшем партнере основной звезды. Больший партнер ММ 1а оценивается примерно в 40 солнечных масс, при этом меньшая звезда имеет лишь половину солнечной массы.

Снимок молодой звездной пары и пылевого диска, сделанный телескопом ALMA. Красным обозначен притекающий газ,  синим - истекающий. © J. D. Ilee / University of Leeds

И это, говорят ученые, крайне необычно. «Многие массивные звезды рождаются с близкими партнерами», - объясняет Айли. - «Но в большинстве случаев они примерно равны по массе и их можно называть близнецами. А вот молодая система двойной звезды с соотношением масс 80:1 -  это кране необычно и неожиданно. И это свидетельствует об абсолютно ином процессе образования».

Коллапс в звездном диске

Астрономы предполагают, что вторая, меньшая по размерам звезда образовалась в результате ограниченного локального гравитационного коллапса в пылевом диске большей звезды. «У звезд малой массы, как наше Солнцу, таким образом могут образовываться большие партнеры», - продолжает Айли. - «В этом же случае звезда и пылевой диск настолько массивны, что вместо планеты здесь образовалась еще одна звезда». И это вообще впервые в истории астрономии, когда ученые смогли наблюдать такой вариант звездообразования путём фрагментации пылевого диска.

Меньшая юная звезда могла бы даже образовать собственный околозвездный диск, в котором, вероятно, смогли бы образоваться и планеты. Правда, объясняет Айли, им не уготована длинная (в космическом понимании) жизнь. «Звезды, настолько массивные, как ММ 1а, проживают всего около миллиона лет до того, как взорваться и превратиться в сверхновую», - говорит исследователь. И этот взрыв наверняка разрушит как звезду-партнера, так и возможные ее планеты.