Суббота, 20.04.2024, 15:26

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2011 » Январь » 12 » Квазар в галактике IC 2497 и вспышка звездообразования в объекте Hanny's Voorwerp
12.01.2011 21:27

Представляем вашему вниманию «космическую кляксу» - странный астрофизический объект, расположенный рядом со спиральной галактикой IC 2497.

Галактика IC 2497 и область Hanny's Voorwerp.

Галактика IC 2497 и область Hanny's Voorwerp. Фото NASA, ESA, W. Keel (University of Alabama), and the Galaxy Zoo Team

Необычную зелёную «кляксу» обнаружила в 2007 году учительница  из Нидерландов Ханни ван Аркел. Объект располагается рядом со спиральной галактикой IC 2497, которая находится на расстоянии  около 650 миллионов световых лет от Земли в созвездии Малого Льва. Обнаруженная Ханни «клякса» получила название Hanny's Voorwerp. Ранее учёные сделали предположение, что она представляет собой облако газа, которое светится в результате прохождения через него релятивистской струи плазмы, выброшенной квазаром из галактики IC 2497.

Однако новое исследование с применением телескопа «Хаббл» показало, что «клякса» является ещё и областью звездообразования. Это существенный довод в пользу «квазарной» гипотезы природы свечения Hanny's Voorwerp. Используя установленные на телескопе инструменты Wild Field Camera 3 и Advanced Camera for Surveys, астрономы смогли  зафиксировать наличие звёзд в той области Hanny's Voorwerp, которая обращена к IC 2497. На снимках видно, что струи газа, вытекающего из ядра этой галактики, взаимодействуют с небольшой областью Hanny's Voorwerp, что, по всей видимости, и привело к сжатию газа и всед за этим - вспышке звездообразования. По оценкам астрономов, возраст звёзд в Hanny's Voorwerp составляет   несколько миллионов лет. Звёздные скопления  находятся в пределах области размером несколько тысяч световых лет.

При всём при этом признаков квазара в галактике IC 2497 на сегодняшний день не обнаружено. Как полагают авторы исследования, учитывая, что излучение от IC 2497 должно было достигнуть объекта Hanny's Voorwerp в течение десятков тысяч лет, квазар в галактике «выключился» чуть менее 200 тысяч лет назад. Природу возникновения квазара связывают с возможным слиянием IC 2497 с другой галактикой, которое произошло около миллиарда лет. Сверхмассивная чёрная дыра в IC 2497 получила мощную подпитку, и одна из её  релятивистских струй плазмы прошла через область газа, ионизировав её и заставив светиться.