Четверг, 25.04.2024, 04:53

Сколько Вам лет?
Главная » 2018 » Март » 10 » Космический зонд Juno рассмотрел загадочные полярные вихри Юпитера
10.03.2018 10:31

Космический зонд Juno рассмотрел загадочные полярные вихри Юпитера

Новые данные, полученные в рамках миссии изучения Юпитера, позволяют взглянуть на атмосферные феномены и во внутренние слои крупнейшей планеты Солнечной системы.

Комбинированный снимок южного полюса Юпитера, сделанный через спектрометр Jovian InfraRed Auroral Mapper космического зонда Juno. Четко видны пять циклонов, вращающихся вокруг центрального вихревого шторма. Иллюстрация NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

В полярных регионах газового гиганта Юпитера бушуют мощные вихревые ураганы с невероятной динамикой. Наблюдения космического зонда NASA Juno показали, что над южным полюсом Юпитера центральный смерч опоясывают пять циклонов, а над северным полюсом планеты их число достигает восьми. Но вопреки ожиданиям, ураганы не дрейфуют в направлении центра, где, как считалось, они затухают и растворяются. Они вообще не меняют своей конфигурации, сообщает группа исследователей во главе с Альберто Адриани из Итальянского астрофизического института INAF в специализированном журнале Nature.

Полярные регионы крупнейшей планеты нашей Солнечной системы исследованы меньше других его областей, так как ось вращения Юпитера не имеет значительного наклона, по причине чего наблюдать за его полюсами с Земли практически невозможно. И Juno стал первым космическим зондом, который целенаправленно изучает эти области, пролетая над ними. На снимках, полученных в результате пяти первых пролетов, можно четко увидеть рисунок вихревых ураганов.

Турбулентная атмосфера

Еще три группы исследователей в том же журнале Nature также оценили новые данные миссии Juno. Так, группа ученых во главе с Йохаи Каспи из Института Вайцмана в Израиле провела исследование наибольших струйных течений в атмосфере Юпитера. Эти восточно-западные ветра простираются от верхних слоев облаков до 3 000 километров в глубину, говорят исследователи. Также они сообщают, что турбулентная атмосфера Юпитера составляет примерно один процент общей массы планеты. Кроме того, измерения Juno показали, что начиная примерно с 3 000 километров под слоем облаков, жидкая внутренняя часть Юпитера вращается подобно твердому телу, сообщает команда Тристана Джуллиота из университета Ниццы.

Запущенный в 2011 году исследовательский космический зонд Juno достиг Юпитера в июле 2016 года. С тех пор он обращается вокруг газовой планеты по полярной орбите. Цель миссии заключается в сборе информации о составе атмосферы, магнитном поле и ядре наибольшей планеты Солнечной системы.