Суббота, 20.04.2024, 16:51

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2020 » Июнь » 9 » "Коала" и "Корова" - новый класс космических взрывов
09.06.2020 15:07

"Коала" и "Корова" - новый класс космических взрывов

Эти прозвища звучат довольно мило. Но кроющиеся за словами «корова» и «коала» быстрые голубые оптические переходные процессы - это настоящие хищные космические звери. Третий в этой связке -  CSS161010.

Причина возникновения быстрых голубых оптических переходных процессов (FBOTов) представляет для астрономов загадку. © Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Прошло уже четыре года с тех пор, как астрономы заметили две исключительно яркие вспышки света. Одна из них дошла до нас из карликовой галактики, расположенной на расстоянии около 500 миллионов световых лет от Земли. Другая же происходит из значительно более далекого региона вселенной, удаленного от нас на расстояние около 3,4 миллиарда световых лет. Сегодня исследователи уже убеждены: эти вспышки - так называемые «быстрые голубые оптические переходные процессы» (FBOTы), которые были зафиксированы в радиоволнах и рентгеновском излучении. И они также оказались представителями еще одного, нового класса космических взрывов, о чем исследователи и написали в журналах Astrophysical Journal и Astrophysical Journal Letters.

Эти FBOTы до сих пор представляются ученым крайне загадочными явлениями. Астрономы пока еще не могут четко определить источник быстрых, насыщенных и мощных вспышек энергии. Пока что они рассматривают их, как вероятные особые взрывы звезд, внезапные разряды вблизи черных дыр или нейтронных звезд. Как следует из названия, переходные процессы исчезают очень быстро. В отличие от сверхновых, которые видны неделями, они проходят в течение всего нескольких дней. Вероятно, это и есть основная причина того, почему исследователи за все время могли наблюдать только три такие вспышки: TF18abvkwla («Коала») и CSS161010 в 2016 году и AT2018COW («Корова») в 2018 году.

FBOTы отличаются как от обычных сверхновых, так и от гамма-всплесков. © Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

AT2018COW стала самым известным из этих событий, и эта вспышка может быть связана с черной дырой или нейтронной звездой. Но идентифицированный совсем недавно FBOT CRTS-CSS161010 J045834-081803 - сокращенно CSS161010 - в очередной раз явно превзошел «Корову» по скорости и выбросу материи. Как сообщают исследователи, вспышка CSS161010 создала один из самых быстрых истечений материи, когда-либо наблюдавшихся. При этом в космос были выброшены газ и частицы со скоростью более 55 процентов скорости света. «Нам потребовалось почти два года, чтобы понять, что же мы видели, просто потому, что это было крайне необычно», - говорит Раффаэлла Маргутти, соавтор исследования.

То, что выглядело как ошибка, оказалось открытием

Анна Хо, в свою очередь, занялось более плотно вспышкой ZTF18abvkwla. И она тоже была удивлена. Она сразу обратила внимание на то, что радиоизлучение объекта было таким же ярким, как излучение гамма-всплеска. Но «когда я сократила данные, то подумала, что допустила ошибку», - рассказала астроном из Калифорнийского технологического института.

Признаки FBOTа. © Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Команды ученых считают, что FBOTы могут начинаться аналогично определенным типам сверхновых. При таких сверхновых звезда, масса которой значительно превышает массу Солнца, в конце своей нормальной жизни, движимая ядерным синтезом, разрушается и тем самым инициирует взрыв. Однако в дальнейшем FBOTы развиваются иначе, чем сверхновые. Но насколько такая версия соответствует действительности, смогут показать только новые наблюдения как можно большего количества этих редких событий.

Поэтому сейчас астрономы видят лишь одну возможность: с помощью телескопов найти как можно больше FBOTов, чтобы собрать о них как можно больше сведений.