Пятница, 29.03.2024, 15:34

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2016 » Май » 13 » Астрономы показали 15 лет жизни остатка сверхновой Тихо
13.05.2016 15:58

Астрономы показали 15 лет жизни остатка сверхновой Тихо

Астрономы показали анимацию пятнадцати лет эволюции остатка сверхновой SN 1572, еще известной как «сверхновая Тихо».

15 лет жизни остатка сверхновой Тихо. Иллюстрация X-ray: NASA/CXC/GSFC/B.Williams et al; Optical: DSS

Показанная выше анимация создана по данным наблюдения за сверхновой SN 1572 космической рентгеновской обсерваторией «Чандра» за период с  2000 по 2015 год. На ней мы можем видеть, как оболочка сверхновой продолжает расширяться в разные стороны.

Диапазон скорости движения взрывной волны вызван различиями в плотности газа вокруг остатка сверхновой. Это вызывает смещение в положении места взрыва от геометрического центра. Астрономы обнаружили, что размер смещения по направлению к верхней левой части геометрического центра составляет около 10% от текущего радиуса остатка. По оценкам специалистов, скорость распространения не везде одинакова и в максимуме составляет около 19,3 миллиона километров в час.

Напомним, что эту сверхновая Тихо, вспыхнула на небосклоне в 1572 году. Она был настолько яркой, что была видна в течение дня. Датский астроном Тихо Браге написал целую книгу об обширных наблюдениях этого события, и в последствие астрономы присвоили сверхновой его имя. В современное время астрономы наблюдают то, что осталось от этого взрыва, который произошел на расстоянии около 10 тысяч световых лет от Земли в созвездии Кассиопеи.

Астрономы отмечают, что SN 1572 представляет собой сверхновую звезду типа Ia. Такие Сверхновые типа Ia могут возникнуть в системе двух звезд, вращающихся относительно друг друга. В первом из сценариев одна звезда является белым карликом - маленькой, но очень плотной звездой, которая ворует материю у своего компаньона и, перенасытившись, переходит предел Чандрасекара (массу в 1,4 раза больше солнечной). Затем  происходит ее термоядерный взрыв. Второй сценарий появления этих типов сверхновых - полное слияние двух белых карликов. Во время этого процесса их вещество перемешивается, что ведет к нагреву углерода и кислорода и, в конечном итоге, -  к термоядерному взрыву сверхновой типа Ia.

Также стоит отметить, что SN 1572 является генератором высокоэнергетичных космических лучей. Ученые обнаружили рентгеновские «полоски» при наблюдении остатка SN 1572. Это открытие укрепляет позиции наиболее известной теории происхождения высокоэнергетичных космических лучей, согласно которой ускорителями частиц становятся как раз остатки сверхновых.