Четверг, 18.04.2024, 19:55

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2015 » Февраль » 26 » Астрономы исследовали уникальную черную дыру в галактике NGC 2276
26.02.2015 13:34

Астрономы исследовали уникальную черную дыру в галактике NGC 2276

Недавно обнаруженный космический объект может помочь астрономам дать ответы на некоторые давние вопросы о развитии черных дыр и их влиянии на свое окружение. Об этом сообщается на сайте американского космического агентства NASA.

Галактика NGC 2276 в рентгеновском диапазоне. Фото: NASA/CXC/SAO/M.Mezcua et al & NASA/CXC/INAF/A.Wolter

"В палеонтологии, открытие некоторых ископаемых может помочь ученым заполнить эволюционные пробелы между различными динозаврами. Мы делаем тоже самое в астрономии, но часто нам приходится проводить "раскопки" в галактиках, которые удалены на миллионы световых лет", - говорит Мар Мезкуа (Mar Mezcua), руководитель исследования из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Интригующий объект, известный под названием NGC2276-3c, находится в рукаве спиральной галактике NGC 2276, которая располагается на расстоянии около 100 миллионов световых лет от нашей планеты. NGC2276-3c является так называемой черной дырой средней массы.

На протяжении многих лет наблюдений ученые находили доказательства существования небольших черных дыр, масса которых составляет 5-30 масс Солнца. Также существуют сверхмассивные черные дыры, расположенные в центрах галактик. Их масса составляет миллион (и даже миллиард) масс нашей звезды.

Как следует из названия, черные дыры средней массы представляют собой класс, который находится между двумя устоявшимися группами. Масса таких объектов колеблется в диапазоне от 100 до 100 тысяч масс Солнца. Изучение черных дыр средней массы имеет большое значение: по мнению ученых они могут быть "семенами", из которых появились сверхмассивные черные дыры, сформировавшиеся в ранней Вселенной.

Чтобы определить массу NGC2276-3c астрономы проводили наблюдения галактики в рентгеновском диапазоне с помощью орбитальной обсерватории "Чандра" и Европейской РСДБ-сети [1]. Было установлено, что она составляет около 50 тысяч солнечных масс. Это позволяет отнести черную дыру к классу черных дыр средней массы. Но, оказалось, что NGC2276-3c сочетает в себе черты черных дыр и сверхмассивных черных дыр.

"Мы обнаружили, что NGC2276-3c имеет черты схожие с черными дырами звездных масс и сверхмассивных черных дыр. Другими словами, этот объект позволяет связать всю семью черных дыр вместе", - говорит Андрей Лобанов (Andrei Lobanov), соавтор работы из Института Макса Планка в Бонне (Германия).

Также астрономы обнаружили радио джет, выброшенный черной дырой на расстояние примерно в 2000 световых лет! Кроме того, кажется NGC2276-3c оказала сильное влияние на свое окружение: на расстоянии первой 1000 световых лет вдоль джета не было обнаружено молодых звезд. Дальнейшие исследования джета NGC2276-3c могут дать представление о потенциально крупных последствиях, которые "семена" сверхмассивных черных дыр оказали на свое окружение в ранней Вселенной.

Расположение NGC2276-3c в спиральном рукаве галактики тоже ставит свои вопросы. Сформировалась ли черная дыра в данной галактики, или же была центром карликовой галактики, которая столкнулась и слилась с NGC 2276 в далеком прошлом?

[1] РСДБ (Радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами) представляет собой сеть радиотелескопов расположенных на континентальных расстояниях друг от друга. Так, Европейская РСДБ-сеть насчитывает радиотелескопы, расположенные на территории Пуэрто-Рико, России, Китая, Африки и Европы.