Четверг, 25.04.2024, 22:51

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2014 » Октябрь » 23 » Астрономы обнаружили крупную популяцию экзокомет в системе звезды Бета Живописца
23.10.2014 01:25

Представители Европейской южно обсерватории (ESO) сообщают, что с помощью приемника HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе в обсерватории Ла Силья, астрономы впервые провели самую полную каталогизацию экзокомет (кометы, расположенные в системах других звезд).

Экзокометы в системе Бета Живописца в представлении художника. Иллюстрация: ESO L. Calçada

В частности, исследовалась молодая звезда "Бета Живописца", расположенная на расстоянии около 63 световых лет от Солнца в созвездии Живописца. Возраст звезды составляет около 20 миллионов лет. К тому же она является молодой планетарной системой, где большая часть газа и пыли формируется за счет столкновений астероидов и деятельности экзокомет.

"Бета Живописца – интереснейший объект! Детальные наблюдения экзокомет вокруг  этой звезды помогают нам понять, какие процессы происходят в молодых планетных системах", - сказал Флавьен Кифер (Flavien Kiefer), автор проведенного исследования.

За звездой Бета Живописца астрономы следят уже на протяжении почти 30 лет. За это время были зафиксированы незначительные изменения светового потока, исходящего от системы. Как полагают исследователи, эти изменения обусловлены прохождением комет перед диском звезды относительно наблюдателя из Солнечной системы: газо-пылевые хвосты комет разрастаются по мере приближения кометы к звезде и могут поглощать небольшую часть света, излучаемого звездой.

С приемником HARPS проводились наблюдения системы Бета Живописца в период между 2003 и 2011 годами. Изучая собранные данные группа ученых проанализировала более 1000 индивидуальных наблюдений таких транзитов.

В результате проведенных расчетов астрономы получили выборку из 493 различных экзокомет. каждой кометы удалось определить основные параметры орбиты. Также, были экзокометы, транзиты которых наблюдались несколько раз. Заметим, что исследование такого количества экзокомет, проживающих в системе другой звезды - первый случай в истории астрономии!

Дальнейшие исследования позволили астрономам выявить два вида семейства комет в системе звезды Бета Живописца. К первому семейству относятся "старые" кометы, орбиты которых сформировались под влиянием экзопланеты "Бета Живописца b". Орбиты этих экзокомет разнообразны. Также, представители первого семейства выделяют значительно меньше газа и пыли. Объяснение этому весьма простое: за время своего существования "небесные странницы" истощили большую часть своих запасов.

Ко второму семейству относят "молодые" кометы, которые скорее всего сформировались в результате разрушения одного большого или нескольких малых тел в системе. Они более активны, по сравнению с экзокометами первого типа. Их орбиты относительно похожи друг на друга. Последнее наталкивает астрономов на мысль, что экзокометы второго семейства имеют общее происхождение.

“Впервые выполнено статистическое исследование, позволившее определить физические свойства и орбиты большого количества экзокомет. Эта работа имеет большое значение для понимания механизмов, которые работали и в Солнечной системе непосредственно после ее образования 4.5 миллиарда лет назад", - заключает Флавьен Кифер.

Более подробные результаты проведенного исследования будут опубликованы в научном журнале Nature сегодня, 23 октября 2014 года.